Склад законов об авиаперевозках

Авиаперевозки: памятка потребителю

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителе й, грузополучателей »» (далее Правила),

Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

​ проезда на льготных условиях в соответствии с законодательство м РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

​ бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);

​ бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

​ бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карант инным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающи й условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающ его условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка — 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются: отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительност и проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом; а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологически х условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностраннойавиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

​ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);

​ Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);

​ Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);

​ Органы полиции (противодействие мошенническим действиям в сфере предоставления услуг связи: смс-сообщения о выигрыше и т.д.).

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Адрес: 129626, г.Москва, Графский пер., д.4/9

тел.: 8(495) 687-39-61

Часы работы: понедельник-пятн ица с 9-00 до 17-30

Склад законов об авиаперевозках

Склад законов об авиаперевозках

А ВИАЦИЯ (франц. aviation, от лат. avis — птица) 1. Теория и
практика передвижения в околоземном воздушном пространстве на летательных
аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, вертолетах, планерах). 2. Совокупность
таких летательных аппаратов; воздушный флот.

Воздушный кодекс Российской Федерации

О государственной
регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними

Государственное регулирование авиации, сертификация, лицензирование.

О
государственном регулировании развития авиации

Об утверждении
Федеральных правил использования воздушного пространства Российской
Федерации

Об
утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства
Российской Федерации

Вопросы
Федерального агентства воздушного транспорта

Об утверждении
положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта


О лицензировании деятельности в области гражданской авиации

Об
утверждении положений о лицензировании деятельности в области авиационной
техники

О
лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным
транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования
деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок

Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности по обеспечению
авиационной безопасности


О государственном регулировании и
организации использования воздушного пространства Российской Федерации

Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с
гражданскими воздушными судами в Российской Федерации

Об утверждении Положения о
правах и ответственности государственных инспекторов гражданской авиации
Министерства транспорта Российской Федерации по осуществлению
государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации

О Системе сертификации в гражданской авиации Российской
Федерации

Об
организации работ в области обязательной сертификации

Об
организации сертификации и инспектирования в Федеральной службе по надзору в
сфере транспорта

Читать еще:  Что значит совместная собственность на квартиру

О
введении в действие Правил государственной регистрации гражданских
воздушных судов (Утратил силу)

Об
утверждении правил государственной регистрации гражданских воздушных судов
Российской Федерации

Об
утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров

Об утверждении Порядка допуска перевозчиков,
имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных
перевозок пассажиров и (или) грузов

Об
утверждении временного порядка взаимодействия Федерального агентства
воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по
исполнению государственных функций, переходящих в соответствии с

постановлением Правительства РФ от 23 июня 2008 г. N 467

Об утверждении правил формирования и
применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа,
взимания сборов в области гражданской авиации

Федеральные авиационные правила

Об утверждении Федеральных авиационных правил
поиска и спасания в Российской Федерации

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц,
юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения
сертификации

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Требования к диспетчерам управления воздушным движением и
парашютистам-инструкторам

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому
обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным
диспетчерам) гражданской авиации

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях
связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других
объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных
судов

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Сертификация объектов единой системы организации воздушного движения

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Сертификация юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих
аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства
Российской Федерации

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации

Об
утверждении Федеральных авиационных правил Требования к членам летных
экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при
подготовке к выполнению международных полетов

Об
утверждении Федеральных авиационных правил Общие правила воздушных перевозок
пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров,
грузоотправителей, грузополучателей

Об
утверждении Федеральных авиационных правил Требования авиационной
безопасности к аэропортам


Об утверждении Федеральных авиационных
правил Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим
аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа,
грузов и почты

Об утверждении
Федеральных авиационных правил Сертификационные требования к юридическим
лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому
обеспечению полетов

Об
утверждении Федеральных авиационных правил Эксплуатанты авиации общего
назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры
регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения

Об утверждении Федеральных
авиационных правил Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры
сертификации

Об утверждении Федеральных
авиационных правил Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных
экземпляров воздушных судов авиации общего назначения

Об
утверждении Федеральных авиационных правил Сертификационные требования к
эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации

Об
утверждении Федеральных авиационных правил Сертификационные требования к
организациям, осуществляющим контроль качества авиационных топлив, масел,
смазок и специальных жидкостей, заправляемых в воздушные суда

Об
утверждении Федеральных авиационных правил Медицинское освидетельствование
летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов,
поступающих в учебные заведения гражданской авиации (ФАП МО ГА-2002)

Об
утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве
Российской Федерации

Об утверждении и
введении в действие Федеральных авиационных правил Сертификационные
требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по
аэродромному обеспечению полетов воздушных судов

Об утверждении и введении
в действие Федеральных авиационных правил Сертификация аэропортов. Процедуры

Об утверждении Федеральных авиационных правил
обязательной сертификации организаций, осуществляющих деятельность по
обеспечению пассажиров (экипажей) воздушных судов бортовым питанием

Об утверждении Федеральных авиационных правил
Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных
перевозок

Об утверждении федеральных авиационных правил
Сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование
авиационного персонала

Об утверждении и введении
в действие Федеральных авиационных правил Организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной техники (ФАП-145)

О введении в действие Федеральных авиационных
правил Сертификация авиационных учебных центров

Об утверждении и введении
в действие Федеральных авиационных правил по сертификации организаций,
осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов
воздушных судов (ОООП)

Авиационное законодательство Российской Федерации «для чайников»

Если верить справочникам, первый полет на самолете в России случился 23 мая 1910 года. Свидетелей, конечно, уже не осталось, поэтому достоверно не узнать, правда ли встречающееся кое-где утверждение, что на самом деле все произошло на пару дней раньше – 21 мая. Мол, надо же было пилоту облетать самолет перед демо-показом. Если так, получается, самый первый полет в истории отечественной малой авиации был несанкционированным. По иронии судьбы теперь 21 мая отмечается неофициальный День малой авиации.

В начале нашего века этот любопытный факт в основу своей философии положили создатели так называемой «Первой Партизанской Эскадрильи» – неформального объединения частных пилотов, летающих без соответствующих разрешений, уведомлений и прочей бюрократии. Как бы в знак протеста против несовершенного, местами противоречивого, а временами маловыполнимого российского законодательства в области авиации.

Между тем, как говорил «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, «Самолет – величайшее творение разума и рук человечества, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих летные законы».

Основоположник всей аэродинамики, он, конечно, имел в виду прежде всего законы физические, но в данном случае речь пойдет о законах в прямом смысле этого слова — нормативно-правовых. Уважать их или нет — дело личное, но начиная обучение пилотированию самолета, их нужно их как минимум знать.

В мире
На международном уровне наивысший орган, регулирующий гражданскую авиацию — это ICAO – International Civil Aviation Organization, она же Международная Организация Гражданской авиации. Считается, что нормативная база ИКАО собрала в себе все лучшее, что изобрело человечество за те сто лет с момента, когда от земли оторвался первый в истории самолет.

Вступая в организацию, страны-участницы автоматически берут на себя обязательство привести свое «внутреннее» законодательство в соответствие с нормативной базой ИКАО, которая в свою очередь базируется на положениях международных конвенций, и в первую очередь конвенции Чикагской.
Россия является членом ИКАО с 1970 года. Это значит, что сегодня любой полет на самолете, и вообще вся деятельность гражданской авиации, включая обучение пилотов, у нас в стране должны отвечать стандартам и требованиям ИКАО.

У нас
В России главный орган в области авиации – это Федеральное Агентство Воздушного Транспорта. Оно же Росавиация. Дословно – федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта. Вообще в современной структуре власти «федеральное агентство» — это такая интересная структура, появившаяся в России лет десять назад и обладающая всеми функциями и полномочиями министерства, но не имеющая соответствующего статуса и бюджета. А конкретно в случае с Росавиацией считать ее аналогом существовавшего раньше Министерства гражданской авиации нельзя еще и потому, что функции бывшего МГА размазаны теперь сразу по нескольким ведомствам — помимо самой Росавиции это еще Ространснадзор, само Министерство Транспорта и частично Министерство образования.

Обучение в летной школе с точки зрения закона
Человеку, впервые приехавшему на аэродром, чтобы совершить первый пробный полет на самолете, все это, конечно, ни к чему. И даже начиная полноценное обучение пилотированию самолета, когда львиная часть сил и времени уходит на зубрежку теории и тренировочные полеты по кругу, ну максимум до соседнего аэродрома, не очень понятно, при чем тут Росавиация, Чикагская конвенция и тем паче ИКАО, и чем они могут помочь. Но когда обучение в летной школе закончится и придет время получать свидетельство пилота, познакомиться с Росавиацией все же придется.

Потому что воздушное законодательство РФ так устроено, что любая летная школа в России занимается только обучением, а принимает экзамены и выдает удостоверение пилота как раз Росавиация.

Мало того, с 1 октября этого года к ней же должны были отойти полномочия по организации медосвидетельствования пилотов – ВЛЭК. Это значит, что в будущем кандидатам в летчики придется знакомиться с данным ведомством еще раньше.

Словом, Росавиация — это как ГИБДД для автомобилистов:

  • выдает (меняет, продлевает, валидирует) летные «права»
  • ставит на регистрационный учет и присваивает «номера» самолетам
  • проводит «техосмотр» (оценку летной годности и выдачу СЛГ)
  • проводит аттестацию учебных заведений (летных школ, АУЦев и т.д.)

Только в отличие от ГИБДД, набор функций у Росавиации намного шире. В частности, она принимает участие в написании всевозможных законов и авиационных правил. Отчасти тем же самым занимаются Минтранс и Минобр, когда речь идет про обучение пилотов и разработку учебных программ. В результате, правда, часто получается как в известной жизненной присказке про семь нянек — чем больше ответственных лиц, тем шире растекается ответственность.

Впрочем, это уже тонкости, которые большинства рядовых пилотов не касаются. Потому что министерства образования и транспорта хотя и занимаются правовым регулированием в области авиации, делают это опосредованно. В том смысле, что рядовому пилоту столкнуться с ними, скорее всего, не придется, если только он не решит открыть собственное авиационное предприятие, летную школу или построить аэродром. Для пилота, только что закончившего обучение в летной школе, единственная цель которого — спокойно летать, не нарушая, по возможности, законов, «домом родным» станет именно Росавиация и никто другой.

Кстати, о законах
Главный закон (после Конституции, разумеется) в области российского авиационного законодательства – Воздушный Кодекс РФ. Документ устанавливает «правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации».

Настоящая редакция Воздушного кодекса введена в действие 1 апреля 1997г. Надо понимать, что вплоть до 90-х годов в нашей стране существовал только один вид гражданской авиации — государственная. Государственная авиакомпания, государственные летные учебный заведения, государственное все. В девяностые годы в стране появилось понятие частной собственности, поэтому новый Кодекс должен был среди прочего закрепить такие понятия как частный пилот, частный аэродром, частная летная школа.

При этом нужно было написать такой документ, который, с одной стороны, не противоречил бы другим российским законам, а с другой – соответствовал стандартам ИКАО и международных Конвенций. В результате в Воздушном кодексе появился такой пункт: «если международным договором РФ установлены иные правила, чем, те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, принимаются правила международного договора».

Дело в том, что добиться полного соответствия российского законодательства международным стандартам до сих пор не получилось. Характерный пример: наш Воздушный кодекс делит авиацию на три вида: гражданскую, государственную и экспериментальную.

  • Экспериментальная – это, как видно из названия, различные экспериментальные работы и испытания техники.
  • Государственная – военная, ДОСААФ и авиация специального назначения (МЧС, МВД и т.д.)
  • Наконец, гражданская – это собственно гражданская, гражданская коммерческая и авиация общего назначения (АОН).

Именно под этой аббревиатурой в России существуют многие частные площадки, летные школы, небольшие местечковые аэродромы, где организуют прогулочные полеты и авиационные экскурсии и т.д. Словом, АОН — это все то, что у нас принято называть «малая авиация».

Однако, за рубежом для того же самого сегмента используется понятие general aviation (GA). Дословно – общая авиация. Несмотря на похожее звучание, наша «авиация общего назначения» и их «общая авиация» – совсем не одно и то же.

Читать еще:  Реклама на машине закон

АОН, согласно нашему Воздушному кодексу, это «гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ». Общая авиация в Европе и США — это все, что не относится к авиации военной и коммерческой на регулярных линиях. На первый взгляд уловить разницу в определениях сложно, но на практике под определение general aviation попадает гораздо больше видов деятельности, чем у нас.

Самое главное слово из трех букв
При всей важности Воздушного кодекса, его положения носят в основном теоретический характер. Наибольшую практическую ценность для пилота представляют Федеральные авиационные правила, сокращенно — ФАП. Именно в них закреплены конкретные процедуры, цифры, запреты, правила и т.д. и т.п.

ФАПы по отдельным видам деятельности (соответствующим статьям Воздушного кодекса) объединены в блоки. Каждый блок должен соответствовать конкретному Приложению ИКАО. Исходя из этой логики, всего в России должно существовать более 120 ФАПов. Более того, каждый российский ФАП должен корреспондировать с американскими FAR (Federal Aviation Regulations) и британскими CAP (Сivil Aviation Publications). Это в идеале. На практике часть ФАПов в настоящий момент находится в стадии разработки и уточнения, а другую необходимо довести до соответствия международным нормам.

Для курсанта, начинающего обучение в летной школе, и действующего пилота АОН самую полезную практическую информацию содержат следующие документы:

ФАП-138 Правила использования воздушного пространства РФ
Название говорит само за себя. В документе подробно расписана структура воздушного пространства РФ: деление на зоны, районы, классы и т.д. Начиная с 2010 года классификация воздушного пространства РФ включает в себя три класса:

  • класс А – разрешены только полеты по ППП. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Обязательно получение разрешения на использование воздушного пространства. Ограничения по скорости не применяются.
  • класс C – разрешаются полеты, выполняемые по ППП и ПВП. Обязательно эшелонирование, сопровождение диспетчера и наличие разрешения на использование воздушного пространства. На высотах ниже 3050 метров установлено ограничение скорости — не более 450 км/ч при условии визуального полета.
  • класс G – самая любимая зона полетов малой авиации, потому что в ней действует уведомительный порядок полетов. Проще говоря, разрешение на вылет не требуется. Именно здесь обычно проходят все учебные, ознакомительные полеты на самолетах и обучение пилотированию.

Здесь же можно найти конкретную информацию по правилам эшелонирования. Так называется принцип вертикального, продольного и бокового рассредоточения воздушных судов. Документ устанавливает конкретные интервалы, которые должны выдерживаться между разными самолетами и в разных условиях.

ФАП-136 Правила полетов в воздушном пространстве РФ
Все полеты воздушных судов в воздушном пространстве РФ подразделяются:

1. По правилам выполнения:

  • полеты по правилам визуальных полетов (ПВП)
  • полеты по правилам полетов по приборам (ППП)

Подробнее об этом можно почитать здесь

2. По использованию элементов структуры воздушного пространства:

  • трассовые полеты — по воздушным трассам или МВЛ
  • маршрутные полеты — по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ
  • маршрутно-трассовые полеты
  • аэродромные полеты — в районе аэродрома (аэроузла)
  • районные и зональные полеты — в пределах воздушного пространства одного района или одной зоны Единой системы ОрВД

3. По метеорологическим условиям:

  • в визуальных метеорологических условиях
  • в приборных метеорологических условиях

Кроме того, существует деление по количеству воздушных судов (одиночные и групповые полеты), по времени суток (дневные, ночные, смешанные) и т.д. Конкретные правила, высоты, скорости, горизонтальные и вертикальные минимумы и прочие условия для каждого из этих видов и расписывает ФАП-136.

Отдельные разделы посвящены полетам в условиях обледенения, в грозу и сильный ливень, в турбулентность и даже в условиях «сложной орнитологической обстановки». Что делать, если кому-то на борту стало плохо, если самолет-перехватчик принуждает вас к вынужденной посадке, как понимать разноцветные огни на взлетно-посадочной полосе и многое другое — тоже здесь.

ФАП-147 Требования к членам экипажей воздушных судов
Пожалуй, самый первый документ для человека, решившего связать жизнь с небом и стать пилотом гражданской авиации. Во второй главе его прописаны общие требования к пилотам воздушных судов, а в последующих – конкретно к частному, коммерческому и линейному пилоту, пилоту-инструктору и т.д.

Например, чтобы получить свидетельство коммерческого пилота (с которым уже можно идти в авиакомпанию устраиваться на работу), необходимо иметь минимум 200 часов налета, в том числе:

  • 100 часов в качестве командира воздушного судна (КВС)
  • 20 ч, выполняя полеты по маршруту в качестве КВС, включая полет по маршруту протяженностью не менее 540 км с посадками минимум на двух различных аэродромах
  • 10 часов в процессе обучения полетам по приборам
  • 5 часов ночью, включая 5 взлетов и 5 посадок в качестве КВС.
  • Сколько нужно налетать на частного пилота, и с какого возраста можно учиться управлять самолетом, узнать можно здесь же.

ФАП 128. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»
Что из оборудования должно быть на борту, как, когда и какие документы необходимо заполнить, когда вообще можно лететь, а когда нет — все это пусть и бюрократическим, сложным для восприятия языком описывает ФАП-126. Подробно по пунктам расписаны все процедуры: руление, взлет, набор высоты, крейсерский полет, снижение, заход на посадку, посадка.

Разумеется, подробно описать даже содержание всех ста двадцати ФАПов — невыполнимая, а главное бессмысленная задача, потому что самые основные из них в действующей редакции всегда доступны на сайте АУЦ «Аэроград Коломна». Ну а самый простой способ уложить в голове огромный массив теоретического материала — закрепить его на практике. Проще говоря — научиться летать самостоятельно.

X. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ, ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ, ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ»

X. Перевозка багажа

X. Перевозка багажа

121. Багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации.

122. Пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы (далее — норма бесплатного провоза багажа).

Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

123. Перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

124. Сверхнормативный багаж, негабаритный багаж и тяжеловесный багаж принимаются к перевозке только при наличии на воздушном судне свободной провозной емкости и при условии оплаты пассажиром провоза такого багажа, за исключением случаев, когда провоз такого багажа был согласован с перевозчиком и оплачен при бронировании, а также случаев перевозки кресел-колясок и иных вспомогательных устройств передвижения, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в соответствии с порядком предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, предусмотренным пунктом 13 статьи 106.1 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, ст. 1836, N 30 (ч. I), ст. 4254, N 42, ст. 5615; 2015, N 27, ст. 3957, N 29 (ч. I), ст. 4342, 4356, 4379, 4380; 2016, N 1 (ч. I), ст. 82).

125. Если пассажир предъявил к перевозке багаж весом и/или размером меньшим, чем им было забронировано и предварительно оплачено, разница в оплате перевозки между забронированным и фактическим весом и/или размером багажа подлежит возврату пассажиру.

126. Пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа.

Ценность зарегистрированного багажа объявляется для каждого места багажа в отдельности.

За перевозку багажа с объявленной ценностью взимается плата, размер которой устанавливается перевозчиком.

Оплата перевозки багажа с объявленной ценностью удостоверяется ордером разных сборов или квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа, в которой указываются пункты, между которыми пассажиром заявлена перевозка багажа с объявленной ценностью.

127. По просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), перевозчик обязан применить к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров.

Объединение касается только норм бесплатного провоза багажа. Багаж оформляется на каждого пассажира индивидуально.

128. Каждое место зарегистрированного багажа должно иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и обработке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения воздушного судна, багажа других пассажиров или иного имущества.

Багаж, не соответствующий требованиям настоящего пункта, к перевозке не допускается.

129. Багаж, имеющий внешние повреждения, которые не влияют на его сохранность при перевозке и обработке и не могут причинить вред пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повредить воздушное судно, багаж других пассажиров или иное имущество, может быть принят к перевозке в качестве зарегистрированного багажа с согласия перевозчика. При этом наличие и вид повреждения подтверждаются подписью пассажира.

130. Пассажиру не рекомендуется вкладывать в свой зарегистрированный багаж хрупкие и скоропортящиеся предметы, денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, ценные бумаги и другие ценности, деловые документы, ключи и иные подобные предметы.

131. Вес одного места зарегистрированного багажа не должен превышать 50 килограммов, за исключением кресла-коляски, используемого пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

132. Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир.

133. В качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна.

134. Пассажир обязан заботиться о сохранности ручной клади и вещей, указанных в пункте 135 настоящих Правил, перевозимых в салоне воздушного судна. Пассажир при выходе обязан забрать с собой размещенные на борту воздушного судна ручную кладь и вещи, указанные в пункте 135 настоящих Правил.

135. Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж:

дамская сумочка или портфель;

папка для бумаг;

печатные издания для чтения в полете;

детское питание для ребенка во время полета;

телефон сотовой связи;

костюм в портпледе;

детская люлька при перевозке ребенка;

костыли, складная кресло-коляска, имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения.

Вещи, указанные в настоящем пункте, не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками.

Читать еще:  Периодичность проведения текущего ремонта многоквартирных домов

136. Перевозка негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, служебных собак, комнатных животных и птиц оплачивается исходя из их фактического веса по установленным перевозчиком багажным тарифам независимо от других вещей пассажира, перевозимых в качестве багажа, за исключением собак-проводников, следующих с пассажиром, лишенным зрения, а также кресел-колясок, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

При перевозке сверхнормативного багажа разница между установленной нормой бесплатного провоза багажа и весом мест багажа, предъявленного к перевозке, оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам.

137. При вынужденном понижении класса обслуживания пассажир имеет право перевозки багажа по норме бесплатного провоза багажа, установленной для оплаченного класса обслуживания.

138. Не допускается к перевозке багаж, вес, количество мест, размер, упаковка или содержимое которого не соответствуют требованиям международных договоров Российской Федерации, настоящих Правил, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательства страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка багажа, или правил перевозчика.

139. С момента сдачи зарегистрированного багажа к перевозке и до момента его выдачи доступ пассажира к зарегистрированному багажу запрещается, кроме случаев проведения его идентификации или дополнительного досмотра соответствующими уполномоченными службами.

140. Не допускаются к перевозке воздушным транспортом в качестве багажа предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на борту воздушного судна, животные и птицы (за исключением комнатных животных (птиц) и служебных собак), насекомые, рыбопосадочный материал, пресмыкающиеся, грызуны, подопытные и больные животные, а также предметы и вещества, воздушная перевозка которых в качестве багажа запрещена законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

Авиаперевозки: памятка потребителю

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителе й, грузополучателей »» (далее Правила),

Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

​ проезда на льготных условиях в соответствии с законодательство м РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

​ бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);

​ бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

​ бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карант инным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающи й условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающ его условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка — 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются: отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительност и проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом; а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологически х условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностраннойавиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

​ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);

​ Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);

​ Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);

​ Органы полиции (противодействие мошенническим действиям в сфере предоставления услуг связи: смс-сообщения о выигрыше и т.д.).

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Адрес: 129626, г.Москва, Графский пер., д.4/9

тел.: 8(495) 687-39-61

Часы работы: понедельник-пятн ица с 9-00 до 17-30

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector