Содержание

Судебная практика по регрессным искам страховых компаний

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 39-КГ16-1 Суд отменил принятое апелляционное определение об отказе в иске по делу о возмещении ущерба в порядке регресса, поскольку страховщик имеет право регресса к лицу, управляющему транспортным средством, но не включённому в число допущенных к управлению водителей по договору ОСАГО

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Гетман Е.С., Асташова С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах»

о возмещении ущерба в порядке регресса

по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах»

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Асташова С.В., выслушав Чумакова А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

ООО «Росгосстрах» обратилось в суд с названным выше иском, указав, что 29 мая 2014 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего на праве собственности Чумаковой В.А. автомобиля . под управлением Чумакова А.А. и автомобиля «. » под управлением его собственника Сорокина А.В. Виновным в дорожно-транспортном происшествии признан Чумаков А.А. Риск гражданской ответственности владельца автомобиля . застрахован по договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в ООО «Росгосстрах», однако в страховом полисе Чумаков А.А. в числе водителей, допущенных к управлению транспортным средством, не указан. 23 июня 2014 г. ООО «Росгосстрах» выплатило Сорокину А.В. страховое возмещение в размере 86 027 руб. 86 коп.

21 августа 2014 г. Чумакову А.А. истцом была направлена претензия о возмещении ущерба в добровольном порядке, однако ответчик ущерб не возместил.

ООО «Росгосстрах» просило взыскать с Чумакова А.А. в порядке регресса возмещение ущерба в сумме 86 027 руб. 86 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 780 руб. 84 коп.

Решением Железногорского городского суда Курской области от 25 марта 2015 г. исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «Росгосстрах» содержится просьба об отмене названного апелляционного определения со ссылкой на существенные нарушения норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Асташова С.В. от 14 марта 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

От представителя ПАО «Росгосстрах» Шумаковой Е.М. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей этого общества.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются предусмотренные статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного спора.

Судом установлено, что 22 мая 2014 г. между ООО «Росгосстрах» и Чумаковым А.А. был заключён договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства — автомобиля . принадлежащего на праве собственности Чумаковой В.А. При этом у Чумакова А.А. имелась нотариальная доверенность, выданная ему собственником автомобиля Чумаковой В.А., на распоряжение и управление этим транспортным средством.

Страховщиком в подтверждение заключения договора ограниченного страхования был выдан страховой полис . N . в котором в качестве лиц, допущенных к управлению этим транспортным средством, указаны водители Сальников А.Л. и Баранов Ю.В. Чумаков А.А. в числе допущенных к управлению водителей не указан (л.д. 82).

29 мая 2014 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля . под управлением Чумакова А.А. и автомобиля «. » под управлением его собственника Сорокина А.В.

Постановлением по делу об административном правонарушении виновным в дорожно-транспортном происшествии признан Чумаков А.А.

5 июня 2014 г. Сорокин А.В. обратился в ООО «Росгосстрах» с заявлением о прямом возмещении убытков.

ООО «Росгосстрах» признало указанное выше дорожно-транспортное происшествие страховым случаем и 23 июня 2014 г. выплатило Сорокину А.В. страховое возмещение в размере 86 027 руб. 86 коп. (л.д. 73).

21 августа 2014 г. ООО «Росгосстрах» обратилось к Чумакову А.А. с претензией о возмещении причинённых убытков в сумме 86 027 руб. 86 коп., ссылаясь на то, что по условиям договора страхования он не указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (л.д. 72).

Чумаков А.А. в добровольном порядке ущерб не возместил.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ООО «Росгосстрах», суд первой инстанции указал, что Чумаков А.А., по вине которого произошло дорожно-транспортное происшествие и причинён ущерб, не включён в число лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в связи с чем у истца возникло право регрессного требования.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда указала, что оснований для взыскания с Чумакова А.А. страхового возмещения в порядке регресса не имеется, поскольку он управлял автомобилем на основании генеральной доверенности и является страхователем по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенными нарушениями норм материального права.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее — Закон об ОСАГО) под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 указанного Закона договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Статья 16 этого же Закона предусматривает, что владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с учётом ограниченного использования транспортных средств, находящихся в их собственности или владении.

Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан, признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трёх и более месяцев в календарном году.

Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами и учитывающих водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования (пункт 1).

При осуществлении обязательного страхования с учётом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования (пункт 2).

В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис. При этом страховщик вправе потребовать уплаты дополнительной страховой премии в соответствии со страховыми тарифами по обязательному страхованию соразмерно увеличению риска (пункт 3).

Согласно подпункту «б» пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: наличия или отсутствия страховых выплат, произведённых страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведённых страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Пунктом 2.1 этой же статьи установлено, что для случаев обязательного страхования гражданской ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие, предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и, если такое условие предусмотрено, их водительский стаж и возраст.

Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от предыдущих страховых выплат — от 0,5 до 3, а также от стажа и возраста водителей — от 1 до 1,8 (пункты 2, 4 приложения 2).

Таким образом, при ограниченном использовании транспортного средства только определёнными договором водителями количество таких водителей, их водительский стаж, возраст, предшествующие страховые выплаты в отношении каждого из этих водителей имеют существенное значение для определения степени страхового риска и, соответственно, размера страховой премии, а следовательно, указание этих водителей в договоре страхования, страховом полисе обязательно вне зависимости от того, является ли тот или иной водитель собственником транспортного средства либо управляет им на ином основании, а также от того, заключался ли договор страхования этим лицом либо другим лицом.

Как следует из материалов дела, Чумаков А.А. в заявлении о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства указал ограниченное использование автомобиля, а именно управление им только водителями Сальниковым А.П. и Барановым Ю.В. Себя в качестве водителя Чумаков А.А. не указал (л.д. 80).

На основании данного заявления страховщиком рассчитан страховой тариф и выдан полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором в качестве лиц, допущенных к управлению автомобилем, указаны Сальников А.П. и Баранов Ю.В., однако сам Чумаков А.А. в этом списке не значится (л.д. 82).

Читать еще:  Досудебная претензия о возврате денежных средств образец

Предусмотренного законом сообщения о дополнении списка лиц, допущенных к управлению транспортным средством, о включении в их число Чумакова А.А., а также об уплате обусловленной этим обстоятельством дополнительной страховой премии впоследствии страховщику не поступало.

В соответствии со статьёй 14 Закона об ОСАГО, а также с пунктом 76 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (действующих на момент возникновения спорных отношений), страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведённой страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями).

Таким образом, в силу прямой нормы закона страховщик имеет право регресса к лицу, управляющему транспортным средством, но не включённому в число допущенных к управлению водителей по договору ОСАГО.

Размер ущерба в этом случае определяется по общим правилам, в том числе предусмотренным статьёй 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит нужным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г. отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

10 ситуаций когда страховая компания выставляет регрессное требование к виновнику ДТП

Что такое регресс по ОСАГО с виновника ДТП судебная практика, и каков срок давности? Страховая организация ОСАГО обязана компенсировать лицу, которое пострадало при дорожном происшествии вред, причинённый её клиентом. Это не только имущественный ущерб машине или конструкциям, которые были деформированы по вине застрахованного человека. Кроме этого, необходимо компенсировать вред, который был причинён здоровью и жизни человека, т. е. траты на излечение или похороны.

Чаще всего после оплаты страховая организация выставляет регрессное требование к виновнику ДТП. Данная процедура проводится в суде, из-за этого требуется помощь квалифицированного юриста. При тщательном исследовании требований истца, можно отыскать огрехи в законодательстве, и предотвратить регресс.

Что представляет собой регресс

Регресс – это требование, которое выдвигает страховая к виновному лицу при дорожном происшествии. Взыскивает ли компенсацию страховая компания с виновника ДТП по ОСАГО? Пример: по страховому производству случилась авария на трассе, итогом которой стало нанесения вреда машине в размере пятидесяти тысяч рублей, одновременно СК виновника выплатила всю сумму полностью, она вправе затребовать оплату этой суммы от виновного лица. Такое право даёт компании настоящее законодательство.

Компания может затребовать оплату суммы, оплаченной ей компенсации лишь путём выставления соответствующего искового заявления в судебные органы. Это главные условия для регресса, которые обязаны быть выполнены.

Законы Российской Федерации контролирует порядок и условия регресса (идентичные правила действуют и в европротоколе).

Определённые требования содержатся в таких законах, как:

  • ГК России;
  • Федеральный Закон «Об ОСАГО».

Данные законы регулируют сферу правоотношений между организацией по страхованию и гражданином. Однако, помимо этого, специальные пункты есть и в страховом соглашении, их оформляют страховщики с хозяевами ТС.

Регрессное требование может предъявляться также к организации, проводившей техосмотр застрахованного автомобиля до момента составления диагностической карты, являющейся главным документом для оформления соглашения по страхованию.

Организация, оформляющая полис ОСАГО может затребовать возврат выплаченного по договору ущерба от компании лишь в том случае, если не были определены дефекты, которые присутствовали на авто и явились фактором дорожного происшествия. В этой ситуации наличие необходимого заключения экспертов является обязательным, так как оно используется в судебном производстве.

Имеет ли право страховая компания при соблюдении всех условий, взыскать деньги с виновника ДТП? Она может предъявлять регресс не к одному лишь владельцу автотранспорта, признанного виновным в аварии на дороге.

Нюансы регресса по ОСАГО

Требование возвращения средств компании по страхованию является гарантом сохранения их. Обычно оно появляется в результате аварии. Многие водители, имеющие автогражданку, предполагают по незнанию, что если виновным лицом в происшествии признаны они, то компенсацию пострадавшему человеку всё равно заплатит страховая.

Несомненно, она заплатит денежные средства, но за возвратом их, конечно же, обратится к виновнику. И здесь не имеет значения, оформлена ли автогражданка, или нет, т. к. тогда он обязан быть наказан за несоблюдение ПДД.

В 2018 году величина страхового возмещения составляет:

  • для ущерба, причинённого имуществу – 400000 р.;
  • если нанесён вред здоровью – 500000 р.

Если денег нет, то оформляется взыскание задолженности долями, делается только в порядке судебного производства.

Чтобы использовать своё право на компенсацию потраченных денег, организация должна:

  1. Лицу, признанному потерпевшим, оплатить вред в полном объёме, учитывая предъявляемое требование, документацию по аварии и оценку экспертов.
  2. Подать в судебные органы иск о возврате потраченных денег с виновного.

Это главные условия, чтобы выставить регресс страховой компании при аварии к виновнику ДТП по ОСАГО, они обязательные для исполнения. Требуется сказать, что виновному человеку не нужно пропускать эти суды. Если его не будет, то постановление о возмещении всей суммы по страховому случаю будет принято заочно, чаще всего величина возмещения может быть завышена в несколько раз.

Если постановление будет принято в присутствии виновного лица, то как же тогда не оплачивать регресс по автогражданке, как его можно оспорить? Если владелец авто, признанный виновником в происшествии, не согласен с величиной регресса, то он может выставить встречный иск (образец такого заявления можно найти в интернете).

Кроме оплаченной стоимости возмещения по страхованию, организация вправе взыскать с ответчика по иску деньги, потраченные на:

  • производство дела по страхованию;
  • организацию экспертизы.

Практика в судах говорит о том, что чаще всего компании, оформляющие ОСАГО, подают требование о возврате суммы, затраченной на компенсации убытков принудительно. Такие ситуации чаще всего складываются в отношениях между страхователем и компанией «Росгосстрах».

Однако к радости водителей необходимо сказать, что обычно возможно получить уменьшение величины выплат, ссылаясь на выводы экспертизы, проведённой по решению суда или доказав необоснованность требований страховщика.

Виновному лицу не стоит пропускать судебные процессы по регрессивному требованию. Если водитель не будет посещать процессы, то постановление о возмещении суммы компенсации потраченных средств в полном объёме примут заочно.

Чаще всего страховщик завышает величину выплаченных денег, и виновник аварии тогда непосредственно в судебном процессе имеет право высказать своё несогласие с данными требованиями страховой.

Когда предъявляется регресс

Нужно знать о том, что организация по страхованию не всегда вправе предъявлять регрессное требование к виновному лицу.

Законодательство России конкретно указывает все случаи, когда компания, оформляющая ОСАГО, наделяется таким правом (не надо путать с полисом КАСКО).

Конкретно, организация, заключающая соглашение по ОСАГО может выставить регресс к виновнику в следующих ситуациях:

  1. Если был умысел. К примеру, если он специально попал в дорожно-транспортное происшествие. Тогда страховщик может затребовать возврат суммы страхового покрытия.
  2. В определённых ситуациях действия виновного лица могут иметь конкретные признаки иных нарушений закона. К примеру, водитель специально разбил автомобиль потерпевшего, тогда необходимо возбуждать дело по случаю порчи имущества граждан.
  3. Водитель употребил за рулём алкоголь или наркотики. Несомненно, это должно подтверждаться заключением медицинской комиссии.
  4. Гражданин, совершивший ДТП, не имел права на вождение автотранспорта. В нормативных актах говориться, срок действия удостоверения водителя – десять лет. Срок вышел, но человек не сменил права, тогда СК получает возможность предъявить регресс.
  5. Человек, виновник аварии не указан в документе автогражданки, как водитель автотранспорта. Оформляя соглашения по страхованию автовладелец ТС, указывает список лиц, имеющих право на эксплуатацию машины.
  6. Происшествие случилось в то время, когда автомобиль не мог использоваться. Гражданин может указать период, в который автотранспорт будет использоваться для передвижения. К примеру, возможно оформить соглашение, определив, что транспорт будет использоваться лишь в летнее время, а передвижение на ней в другой период является нарушением закона. При ДТП в зимнее время организация по страхованию имеет право вернуть оплаченную ей сумму по страховке.
  7. Водитель, который стал виновником происшествия, уехал с места аварии. Граждане, участвовавшие в происшествии, обязаны прекратить движение и соблюдать определённые инструкции, которые нужны, чтобы оформить аварию.
  8. Регресс от страховой за непредоставление извещения. Согласно действующим законам РФ водитель обязан сообщить о ДТП своей компании, заключавшей соглашение по ОСАГО, и предоставить всю документацию в течение пяти суток с даты события, иначе выплачивать денежные средства на компенсацию ущерба он будет самостоятельно.
  9. Водитель, признанный виновником события на дороге, начал восстановление автомобиля без разрешения организации, заключившей с ним автогражданку. Это требование действует на протяжении пятнадцати суток с даты ДТП. Идентичная ситуация возникает, если водитель отказывается пройти экспертизу автотранспорта.
  10. Диагностическая карта во время аварии была просрочена.

Это основные ситуации, наличие которых даёт право компании, оформляющей ОСАГО, на предъявление возврата потраченных денежных средств виновному в аварии человеку.

Как не допустить регресса

Есть ли законные способы избежать оплаты регресса организации по страхованию?

Существует список правил, которые обязан выполнять любой водитель, имеющий полис для защиты от лишних трат:

  1. Водитель дисциплинированный, это сильно уменьшает вероятность того, что он станет виновником аварии. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение регресса он должен соблюдать ДТП, быть внимательным, так как дорога не прощает ошибок.
  2. Необходимо следить за сроками в полисе автогражданки. Есть граждане, по различным причинам оплачивают страховку менее, чем на 360 дней, требуется помнить об этом и своевременно доплачивать недостающую сумму.
  3. У грузового автомобиля талон техосмотра должен быть действительным. Контролировать это обязан сам водитель.
  4. В любом полисе водитель автомобиля обязательно указывается в графах бланка. Необходимо лично проверить, что ФИО прописано в документе, за которым закреплён водитель.
  5. Человек управляет не своим авто, тогда при нём всегда должна быть доверенность от владельца на его ФИО.
  6. Если во время движения произошло ДТП, нельзя покидать данное место, так как это будет расценено, как попытка избежать наказания.
  7. Нельзя утаивать от компании, заключающей с гражданином соглашение по ОСАГО, различные сведения, имеющие отношение к аварии. Нельзя восстанавливать автомобиль без разрешения страховщика.

При соблюдении вышеуказанных правил, человек надёжно защищает себя от регрессного требования от страховщика, который оформлял ОСАГО.

Как не платить страховой регресс по Европротоколу

Под регрессом в страховом деле понимается обратное требование к виновнику ДТП, допустившему нарушение правил ОСАГО. В этом случае с виновного лица могут взыскать сумму, которая была выплачена за ремонт авто или выдана деньгами. Регресс может предъявляться страховщиком по Европротоколу, если такие основания соответствуют Закону № 40-ФЗ.

Что говорит закон про регресс по ОСАГО

Для предъявления регрессных претензий и исков применяются нормы ГК РФ. В сфере ОСАГО предусмотрены специальные основания для регресса. Они зафиксированы в ст. 14 Закона № 40-ФЗ. По иным основаниям, не предусмотренным указанным нормативным актом, страховщик не может предъявить претензии виновникам ДТП.

Важные правила о возмещении ущерба по ОСАГО содержит и Постановление Пленума ВС РФ от 29.01.2015 № 2. Оно существенно ограничивало право страховщиков предъявлять регрессные иски, если было нарушено формально требование о представлении извещения о ДТП в пятидневный срок. Сейчас этот пункт вообще исключен из Закона № 40-ФЗ.

Факт пропуска срока подачи извещения о ДТП теперь не позволяет страховым компаниям направлять регрессные претензии и иски. Так как указанное правило являлось наиболее распространенной причиной для споров, фактически произошла отмена регресса по Европротоколу.

Причины взыскания

Так как правило о непредставлении извещения о ДТП было устранено из Закона № 40-ФЗ, у страховщика осталось не так много оснований для использования регресса. Такое требование при использовании Европротокола может предъявляться:

  • в случае ремонта автомашины без обращения в страховую компанию в течение 15 дней после аварии, либо непредставление авто на осмотр экспертами ск;
  • если виновный водитель не был вписан в страховку ОСАГО;
  • если на момент происшествия истек срок действия диагностической карты на транспортное средство;
  • иные основания, указанные в ст. 14 Закона № 40-ФЗ.
Читать еще:  Что значит оформление по трудовому договору

Очевидно, что наиболее распространенным предметом спора станет требование регресса с виновника ДТП, если он не представит машину для осмотра или отремонтирует ее в течение 15 дней без обращения к страховщику. На практике, если водитель добровольно признает свою вину в нарушении ПДД при заполнении Европротокола, ему не имеет смысла обращаться за страховкой. Это является лазейкой для страховых компаний, которая позволяет возместить средства, выплаченные потерпевшему.

Как отбиться от страховой по регрессу

Разберем, как избежать претензий, если страховая выставила регресс по Европротоколу. Первоначальные меры предосторожности нужно учесть еще при составлении извещения на месте аварии:

  • по Европротоколу не вызываются сотрудники ГИБДД, не составляется протокол по КоАП РФ, поэтому свою вину нужно указывать в максимально размытых формулировках;
  • второй экземпляр документа нужно получить на месте ДТП, после чего представить его вместе с автомобилем в страховую компанию (сделать это нужно в течение 15 дней после аварии);
  • делать ремонт машины нужно только убедившись, что страховщик принял извещение, либо у вас на руках есть квитанция об его отправке.

Хотя по ст. 14 Закона № 40-ФЗ может идти речь только о непредоставлении автомобиля для осмотра, вы все равно обязаны уведомить страховщика о факте аварии. Чтобы избежать лишних проблем, подавайте извещение сразу после ДТП, либо вместе с автомобилем при осмотре.

Если страховщик усматривает основания для регресса, он должен направить вам претензию, указать расчет компенсации, которую получит пострадавший. Вы вправе подать возражения на претензию или дождаться судебного разбирательства. Рекомендуем не платить страховой только на основании претензии, а сразу обратиться на консультацию юриста.

В рамках судебного процесса вы вправе подать возражения на регрессный иск, изучить материалы страхового дела по Европротоколу, оспорить расчет убытков по ОСАГО. Если решение вынесено не в вашу пользу, можно подать жалобу в апелляцию, кассацию и надзор. При своевременном обращении к юристу у вас есть хорошие шансы выиграть дело или успешно обжаловать вердикт суда.

Судебная практика

Суть схемы Европротокола заключается в упрощенной форме заполнения документов на месте аварии, ускоренной процедуре рассмотрения заявлений о выплатах. Страховщик заведомо несет убытки при таком варианте возмещения, так как ему приходится выплачивать компенсацию по ОСАГО только на основании извещения, составленного без участия ГИБДД. Поэтому естественное желание отсудить у виновника выплаченные суммы может сопровождаться неправильной трактовкой закона.

Выделим ряд ключевых моментов судебной практики, которые указаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 2:

  • решение суда по регрессным требованиям не должно содержать оценку нарушения ПДД (это практически полностью устраняет такое основания для регресса, как управления в пьяном виде);
  • сумма по регрессу должна строго соответствовать платежным документам в пользу потерпевшего;
  • при несогласии с расчетом ущерба по Европротоколу, виновник вправе настаивать на независимой оценке.

На практике это означает следующее. При составлении Европротокола стороны сами декларируют предварительный размер ущерба (не более 100 тыс. руб.). Если страховщик проведет оценку, он обязан выплатить компенсацию по фактически подтвержденным повреждениям. Однако и при рассмотрении иска по регрессу можно повторно оценить характер и размер ущерба. Это вправе сделать суд по своей инициативе, либо по ходатайству ответчика. Если размер требований завышен, либо расчет осуществлялся с нарушением методики ЦБ РФ, будет вынесен полный или частичный отказ от иска.

Подведем итог. Правило регресса по ОСАГО позволяет страховщику взыскать с виновника аварии сумму, выплаченную пострадавшему. Такие претензии и иски могут подаваться и при использовании сторонами Европротокола. Основания для регресса должны соответствовать статье 14 Закона № 40-ФЗ. а страховая компания обязана доказать размер ущерба.

Если у вас возникли проблемы с регрессом по Европротоколу, сразу обращайтесь к нашим юристам. На бесплатной консультации вы получите советы и рекомендации по дальнейшим действиям, сможете уточнить нормы закона, согласовать условия защиты в суде.

Под прессом регресса. Что делать, если страховая компания требует денег?

ОСАГО, это не только обязаловка и пустые траты. Сколько бы тонн желчи не выливали на автогражданку, она имеет один жирный плюс – она возмещает ущерб, причиненный пострадавшим в ДТП водителям и пешеходам. Но для виновника не все так просто. Во всей этой истории он легко может стать “козлом отпущения”, даже если согласиться со своей виной и пойдет на оформление ДТП без сотрудников полиции.

Одна из схем “развода” водителей – предъявление регрессного требования. Мол, нарушили закон – возмещайте расходы на выплату компенсации пострадавшим! И вся прелесть в том, что СК будет использовать регресс, даже когда основания для его применения “притянуты за уши”! Как быть? Вооружаемся законом, сосредотачиваем внимание и крушим надежды страховщика предъявить регресс виновнику по европротоколу.

Право на регресс

Статья 14 ФЗ № 40 от 25.04.2002 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее — ФЗ “Об ОСАГО”, ФЗ № 40) исчерпывающим образом объясняет, в каких случаях страховая компания имеет право на регресс. Из описанных оснований выделим только те, которые дают право на страховой регресс по европротоколу (оформления ДТП без сотрудников полиции). А именно:

  • причинение ущерба автомобилю пострадавшего, в том числе в целях получения страховки;
  • самостоятельное проведение ремонта либо утилизация автомобиля виновником ДТП до истечения 15-дневного срока с момента аварии;
  • непредоставление автомобиля страховщику для осмотра по его требованию;
  • предоставление страховщику недостоверных сведений об автомобиле при заключении договора страхования в электронном виде;
  • истечение срока действия диагностической карты на момент столкновения, если причиной ДТП стала неисправность автомобиля (действует с 08.06.2020).

До 01.05.2019 самым распространенным основанием для регрессного требования было нарушение водителем-виновником сроков направления европротокола в свою страховую – сделать это нужно в 5-дневный срок. Начиная с мая 2019 года нарушение такого требования основанием для регресса не является, хотя само требование направить извещение о ДТП в течение 5 дней сохранилось. Отмена этого основания не касается ДТП, произошедших до 01.05.2019 – в этих случаях право на регресс сохраняется.

Находчивости страховщикам не занимать, они найдут такие основания даже там, где ими и не пахло. СК обязательно пришлет вам претензию с требованием возместить расходы и угрозами в противном случае подать в суд. Задача водителя – не паниковать. Правильный правовой анализ сложившейся ситуации поможет построить достойную линию защиты, и это единственный способ, как избежать регресса по европротоколу.

Без достаточных оснований: что предпринять водителю?

Практика регрессных споров включает львиную долю случаев, когда требования о компенсации возмещения в пользу страховщика очевидно необоснованные. Если и вам пришло такое “письмо счастья” – не платите сразу, даже если сумма по вашим меркам незначительная. Шаг за шагом мы и наши юристы найдем оптимальный выход из любой ситуации.

Шаг 1. Есть ли право на регресс?

Определите, действительно ли СК обоснованно предъявило требование о регрессе по европротоколу ОСАГО. Основания, которыми мотивировано требование, должны быть указаны в претензии. Например, ненаправление извещения о ДТП в срок, непредставление автомобиля для осмотра по требованию СК, самостоятельный ремонт ТС до истечения 15 дней и так далее. Если суть претензии – ложь, подготовьте доказательства своей правоты. Например, почтовую квитанцию об отправке документов страховщику в срок.

Шаг 2. А была ли оплата?

Право на регресс возникает у страховщика, только если он произвел выплату страхового возмещения и может это подтвердить. Ссылаясь на это, запросите в страховой компании документы, подтверждающие такое перечисление. Если документальные доказательства этого не будут предоставлены, вы вполне законно можете усомниться в переходе права регрессного требования к страховщику. И пока он не докажет обратного, можно не платить.

Шаг 3. Проверить ущерб

Размер регрессного требования обоснованно может вызывать у водителя сомнения. И правда, а откуда вам знать, что сумма была объективной?! Если правильность оценки ущерба сомнительна и кажется вам завышенной – направьте отзыв, не согласившись с претензией в части размера причиненного вреда и потребуйте проведения независимой экспертизы.

Шаг 4. Не истек ли срок давности?

В отношении регрессных требований действует общий 3-летний срок исковой давности. Но его течение, в отличие от общих случаев, начинается с момента погашения страховщиком основного обязательства (ч. 3 ст. 200 ГК). То есть только после того, как он перечислил деньги страховщику пострадавшего. Если с этой даты прошло 3 года, но СК так и не подала на вас в суд – “сушите вёсла”, согласно ст. 199 ГК, это является основанием для отказа страховщику в иске и отмены регресса по европротоколу (Апелляционное определение Мосгорсуда от 08.07.2015 по делу 3323195/15).

Если дело дошло до суда

Как только вы откажетесь платить добровольно, страховая не будет медлить и вскоре точно подаст на вас в суд. Решительные действия – залог вашего успеха. По сути, стратегия поведения не будет отличаться от шагов при досудебном урегулировании в претензионном порядке. Получив копию искового заявления, вам необходимо:

  1. Изучить иск и найти его обоснование – чем СК аргументирует необходимость взыскания убытков в порядке регресса.
  2. Определить, действительно ли такое требование обоснованно. Были ли у страховщика законные основания предъявлять регресс? Проверить сроки исковой давности. Если они истекли – заявить в суде об их применении и необходимости отказа в иске.
  3. До первого заседания составить возражение на иск в свободной форме и направить его в суд. Укажите, что все требования закона с вашей стороны были исполнены – извещение направлено или лично передано в СК вовремя, ремонт автомобиля не проводился, запросов на осмотр ТС не поступало. Если европротокол не был направлен вовремя, сошлитесь на уважительные причины – болезнь близкого родственника, срочная командировка, потеря своей копии извещения, иные не зависящие от водителя причины.
  4. Если вы не согласны с суммой – направить ходатайство о назначении судебной экспертизы размера причиненного ущерба.
  5. Если вынесено решение не в вашу пользу, но вы настаиваете на своей правоте – попробуйте оспорить регресс по европротоколу, как в апелляции, так и в кассации. Если справедливости не удалось добиться самостоятельно, для успешного разрешения дела рекомендуем привлечь профессиональных юристов.

Шансы на успех

В регрессных спорах исход дела всегда зависит от конкретных обстоятельств и позиции суда. Чаще других основанием для регресса выступает пп. ж п. 1 ст. 14 ФЗ “Об ОСАГО”, то есть ненаправление извещения о ДТП страховщику в срок. При таких обстоятельствах судебная практика по регрессу по европротоколу ОСАГО однозначна – суды принимают сторону страховщиков. В качестве примеров:

  • решение мирового судьи судебного участка № 27 городского округа «город Южно-Сахалинск» по делу № 2- 9/2016 от 12.01.2016;
  • решение мирового судьи судебного участка №1 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу № 2-434-1701/2018 от 29.03.2018;
  • решение мирового судьи судебного участка № 99 Санкт-Петербурга Забурко Е.Н. по делу № *****/2018-99.

Впрочем, есть и примеры положительных для водителей решений. Например, Бутырский районный суд в своем апелляционном определении от 23.08.2017 по делу № 11-0156/2017 признал, что ненаправление извещения может и не быть основанием для регресса, если оба водителя, составивших европротокол, застрахованы у одного страховщика.

По остальным основаниям для регресса все не так однозначно, а судебная практика незначительна. А потому, всё еще больше зависит от стремления и упорства конкретного водителя.

Вот пример: казалось бы, непредоставление виновником ДТП автомобиля для осмотра, делает регрессные требования априори законными? Ан-нет, только если требования о предоставлении ТС были направлены водителю в письменном виде в течение первых 15 дней, и страховщик может это доказать (решение мирового судьи судебного участка № 20 Ефремовского судебного района Тульской области по делу №2-178/17).

Читать еще:  По номеру кадастра узнать место земельного участка

Успешный исход в спорах со страховщиками нельзя гарантировать никогда. Многообразие судебной практики имеется лишь по делам, где основанием для регресса является пп. ж) п. 1 ст. 14 ФЗ “Об ОСАГО” . Но так как он отменен, актуальность вопроса постепенно утрачивается. Остальные же основания фигурируют многократно реже, а потому успех тяжбы будет зависеть от конкретных обстоятельств дела и упорства страхователей. А потому, резюмируя все сказанное, нам остается только пожелать вам удачи, она вам потребуется!

Как избежать регресса по европротоколу, если не отправили за 5 дней? Судебная практика

  1. Закон не предусматривает возможности виновнику не платить по регрессу в случае неуведомления страховой в течение 5 дней.
  2. Но в 2019 году есть судебная практика с отказом в праве регрессного требования по ОСАГО, основывающаяся на том, что срок 5 дней тесно сопряжён с требованием для осмотра автомобиля страховой компанией.
  3. А ещё есть срок исковой давности и тонкости с рабочими днями.
  4. А вот на основании незнания об обязанности не платить по регрессу не получится.

Самая большая тонкость оформления ДТП по европротоколу ОСАГО в 2019 году заключается в обязанности уведомить страховщика в течение 5 дней. За неисполнение этой обязанности виновника может ждать регресс. Но так ли безусловен последний – если вы не успели отправить европротокол в страховую за 5 дней, обязательно ли платить взыскание в таком порядке и можно ли оспорить и избежать выплаты? Этот вопрос немного сложнее, но вероятность его решения в пользу виновника есть.

Европротокол и регресс – что говорит закон 2019 года?

Регресс – это, в первую очередь, право. В нашей ситуации право страховой компании отсудить выплаченные потерпевшему деньги за неисполнение обязанностей виновника в установленных законом случаях. Мы уже рассмотрели подробно вопрос о том, как правильно уведомить виновнику своего страховщика. Настало время выяснить, как быть и что делать, если вы этого не сделали совсем или не успели вовремя отправить извещение.

Если вы не сдали европротокол по ОСАГО страховщику в течение 5 дней, оформленный при ДТП, а само происшествие произошло до 1 мая 2019 года, то закон на стороне последнего. Представим в виде логической цепочки, откуда возникает такое право у страховой организации:

  1. пункт 3.8 Правил страхования обязывает виновника отправить свой бланк извещения в течение 5 дней страховой компании, в которой он заключил договор ОСАГО; это же предписывает Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40 в пункте 2 статьи 11.1;
  2. если этого не сделать, то страховщику переходит право регресса за неуведомление по подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ-40, но только если авария случилась до 1 мая 2019 года.

Что за дата – 1.05.2019?

Именно в этот день произошло важное событие в законодательстве об ОСАГО. Если до 1 мая 2019 года страховая компания законно могла за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы, то после указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88.

Таким образом, если ДТП случилось и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.

Ниже мы будем говорить о ситуациях, когда происшествие произошло до 1.05.2019, то есть право страховщика выставлять регресс остаётся законным на дату страхового события – ДТП.

Подаст ли страховая в суд?

Да. С большой долей вероятности. Если вы получили такое требование в виде довольно запутанного письма, то можете быть уверены – другие, попавшие в аналогичную ситуацию, получали такое же, где страховая требует выплату в размере выплаченной потерпевшему суммы в порядке регресса. И, что печально, страховые не брезгуют подавать в суды даже при незначительных суммах такого требования.

Примеров тому в судебной практике 2019 года масса. А вот так выглядит типичное исковое заявление в порядке регресса по ОСАГО:

Пришло регрессное требование – что делать?

В первую очередь, оценить ситуацию и понять, подавали ли вы бланк извещения еврпоротокола в страховую. Если даже вы отправили документ страховщику и успели уложиться в 5 дней, то это ещё не значит, что страховая ничего у вас не отсудит – у вас должны быть доказательства принятия извещения. А таковыми служат:

  • копия европротокола с штампом с входящим номером или печатью страховой о принятии с датой не позднее 5 дней,
  • видеозапись вручения,
  • чек и копия уведомления о вручении с почтового отделения, если вы отправляли его почтой.

Если же вы просто забыли сдать европротокол страховщику или попросту не знали о такой обязанности, то просто бросать это на самотёк не стоит. Вероятнее, всего для защиты интересов лучше прибегнуть к помощи представителя – юриста, который по отзывам сможет «вытянуть» дело, опираясь на правильные правовые акты и убедив судью последовательностью.

Как не платить по регрессу законно? Есть способ!

На большинстве сайтов вы не найдёте информации о способах не платить или оспорить выставленное регрессное требование по ОСАГО в случае, если вы забыли уведомить страховую в течение 5 дней предоставлением европротокола. Казалось бы, так способов и правда нет, ведь законодательство чётко урегулировало право регресса при неисполнении обязанности виновником.

Но способ есть! Впрочем, он не стопроцентный, так как основан лишь на одном решении суда.

Дело в том, что право в нашей стране должно быть основано не только на законе, но и на обоснованности (Постановление Пленума Верховного суда от 19 декабря 2003 года №23). Регресс по европротоколу на практике судебных решений также должен быть обоснован, как следствие.

И совсем недавно Советский районный суд города Новосибирска вынес свежее, довольно неординарное, но вполне логичное и, главное, положительное для виновника, которому был выставлен регресс и который его оспорил, решение с отказом для истца.

Суть дела заключалась в иске страховой компании виновнику ДТП на не очень большую сумму чуть более 26 тысяч рублей в порядке регресса с требованием её выплаты, так как тот не отправил европротокол в страховую.

Суд принял во внимание, что пункт 2 ФЗ Об ОСАГО, обязывающий виновника в течение 5 дней сдать европротокол в страховую компанию, тесно взаимосвязан со следующим – третьим – пунктом, где страховщик имеет право осмотреть автомобиль виновника, а тому запрещается ремонтировать его в течение такого же срока, ссылаясь на определение Конституционного суда РФ.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 №1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона №40-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

Вполне логично, что, если у страховщика есть право 5 дней для осмотра авто, то у виновника аварии должна быть обязанность не ремонтировать его и, соответственно, вообще оповестить страховую о самом факте ДТП.

Таким образом, суд учёл, что неисполнение обязанности виновником по извещению страховой в течение 5 дней не даёт тому безусловное право регрессного требования, а только если это повлияло на обязанность самой страховой в выплате возмещения потерпевшему.

Как следует из материалов дела потерпевшая С.М. представила в страховую компанию извещение о ДТП, содержащее подписи в том числе и ответчика Бочкарева Ю.А., данный случай был признан страховым и потерпевшему произведена выплата страхового возмещения, то есть данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении, произведённом страховщиком своему страхователю (потерпевшему).

. При рассмотрении дела не доказано, что отсутствие у страховщика сведений о наступлении страхового случая могло каким-то образом сказаться на обязанности выплатить страховое возмещение, так как объем повреждений был зафиксирован, он остался неизменным.

В конечном итоге суд вынес решение, в котором отказал истцу в регрессном требовании и, соответственно, позволил виновнику ДТП не платить по регрессу и избежать существенных финансовых потерь.

Но здесь также следует учесть 3 тонкости, которые поспособствовали вынесению отказа судом:

  • на время рассмотрения дела страховая компания предоставила бланк извещения, переданный потерпевшей в ДТП – это позволило суду убедиться в том, что страховщик всё же был извещён,
  • судья указал на тот факт, что из-за того, что виновник ДТП не предоставил свой экземпляр европротокола в положенный срок, страховой следует указать на недостаточность данных для возмещения (невозможность осмотреть автомобиль виновника, к примеру), то есть отказать в выплате, а не выплачивать по ОСАГО и затем выставлять регресс с виновника, а это уже может повлечь прямой иск от потерпевшего,
  • в данном примере суд никоим образом не отменил возможность взыскания регрессной выплаты с виновника и, тем более, никак не отменил соответствующую норму закона (районные суды не уполномочены на это), поэтому на это решение суда можно ссылаться и в вашем случае при выполнении условий выше, но это не значит, что и в вашем случае судья откажет в регрессном требовании и позволит вам не платить по регрессу.

Ещё 2 способа оспорить регресс

Они ещё менее вероятные для вашего случая, но обратить внимание на них всё же стоит.

Исковая давность

Она в российском законодательстве 2019 года составляет 3 года (статья 196 ГК). А началом течения этого срока является вовсе не ДТП, а, согласно части 3 статьи 200 ГК РФ, тот момент, когда исполнено основное обязательство, коим является выплата по ОСАГО потерпевшему.

Почему именно выплата? Так считает судебная практика. Вот одно из решений, где судья объяснил, почему дату ДТП считать началом срока исковой давности неверно.

5 рабочих или календарных дней?

Нередко от ответа на данный вопрос зависит законность регрессного требования по ОСАГО от страховой. Бывает, что вы успели отправить бланк европротокола, но позднее 5 дней. И здесь важно понимать, что закон даёт 5 именно рабочих суток для этого, не считая официальных выходных и праздничных дней.

Как не получится избежать регресса?

Итак, сначала поговорим о тех основаниях, по которым не удастся оспорить регрессное требование, а судья при приведении таких доводов не примет их во внимание как достаточные для отказа истцу (страховой компании) в иске.

Если вы не знали о такой обязанности

Избитая фраза «Незнание закона не освобождает от ответственности» универсальна для законодательства России. И в данном случае то, что вы просто не были в курсе такой обязанности, а вас никто не предупредил, не может служить основанием для отмены взыскания ущерба по регрессу с вас как виновника ДТП по ОСАГО.

Более того, вас предупреждали. Бланки европротокола утверждены Банком России, и самой последней строчкой в каждом таком бланке прямым текстом идёт упоминание обязанности отвезти заполненное извещение в страховую – причём, каждому из участников аварии.

Если звонили в страховую и известили

. Но доказательств у вас нет. В этом случае также маловероятен тот факт, что удастся избежать регресса по европротоколу, если вы просто уведомили устно страховщика о случившемся страховом случае. Разве что представитель страховой в суде сам укажет на то, что вы звонили и оповестили, но это практически невероятно.

А распечатка вызовов с вашего телефона, даже если удастся получить её по прошествии длительного времени после этого, не подтвердит факт извещения, потому как запись разговоров операторами не ведётся.

Более того, в Правилах страхования указано, что оповестить страховщика необходимо только такими способами, которые обеспечат подтверждение этого.

Поэтому и в данном случае право регресса по ОСАГО от страховой законно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector