Согласно конституции РФ судебная власть осуществляется посредством

Статья 118 Конституции России

Текст Ст. 118 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Комментарий к Ст. 118 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемое положение вытекает из принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ. Термин «правосудие» определяется в русском языке как «деятельность правовых, судебных органов»*(641), т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае — суда) о правах, обязанностях и ответственности кого-либо на основе применения закона, в конечном итоге как способ реализации судебной власти.

Правосудие — это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства в рамках установленного законом процессуального порядка и применения на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия*(642).

Существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие. Так, например, утверждается, что судебная власть — это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие, понимаемое как форма разрешения споров о нарушениях норм права, выступает содержанием судебной власти*(643). Следует согласиться с В.В. Черниковым в том, что данная позиция нуждается в уточнении*(644). Дело в том, что судебная власть как разновидность власти государственной есть прежде всего соответствующая деятельность государства, а государственные органы — лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма государственной власти*(645). В то же время правосудие, выражая сущностную характеристику судебной власти, ее не исчерпывает. Судебная власть распространяется и на другие области жизнедеятельности общества, не связанные с разрешением социально-правовых конфликтов.

Суд является единственным легитимным органом, осуществляющим судебную власть в стране. Создание «параллельных», или «дополняющих» судебную систему России инстанций будет считаться (с учетом весьма категоричной формулировки комментируемой нормы) неконституционным.

Именно правосудие обеспечивает выполнение правовой социальной функции судебной власти как эффективного средства правовой защиты. Это согласуется с тем, что права и свободы человека обеспечиваются правосудием и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 18, 46 Конституции РФ). Соответственно названным целям правосудия в ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право при определении его прав и обязанностей на справедливое разбирательство дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона судом.

Указанные конституционные и международно-правовые предписания не допускают возложения правосудия на какие-либо другие органы, кроме судов, которым как органам судебной власти принадлежит, таким образом, монополия на его осуществление*(646). Не отождествляя понятие «суд» с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть — это государственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ее осуществляющие. Особенности функций, выполняемых судом, предопределяют и подходы к формированию состава суда и обеспечению его деятельности*(647).

Помимо Конституции РФ, деятельность российских судов регулируют следующие нормативные правовые акты:

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»*(648);

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»*(649);

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и др.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.

В силу принципа самостоятельности (судебная власть осуществляется только судом) суд не делит свои функции с иными государственными органами, являясь автономной и независимой ветвью государственной власти*(650). Характеризуя самостоятельность судебной власти, принято выделять внешние и внутренние влияния на деятельность суда.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции и действующим законам, и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона по мотивам так называемой целесообразности, с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела.

Исключительность судебной власти заключается в том, что, во-первых, никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. И, во-вторых, не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.

Полнота судебной власти — это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории России государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представленными ему полномочиями*(651).

Не следует путать понятия «осуществление правосудия» и «участие в осуществлении правосудия»; последнее применимо к присяжным заседателям, которые лишь способствуют (сопутствуют и помогают) судам в осуществлении их деятельности, но сами правосудие не вершат.

Конституционные основы правосудия имеют непосредственное отношение к проблеме его эффективности. Это связано с тем, что в конституционных целях судопроизводства находят отражение основные и объективно существующие потребности и интересы общества в равной для всех и оптимальной процедуре рассмотрения и разрешения судебных дел.

2. Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Перечисление в Основном законе используемых видов судопроизводства (а также их дублирование в ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») особо подчеркивает, что деятельность судов, в отличие от всех других органов государственной власти, строго регламентирована установленными законом процессуальными правилами, определяющими, как должно совершаться каждое действие суда при рассмотрении и разрешении дел. Различия в формах судопроизводства обусловлены характером рассматриваемых дел и назначением соответствующего суда.

Читать еще:  Добросовестный покупатель недвижимости судебная практика

Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции РФ. Процедура конституционного судопроизводства определяется как самой Конституцией РФ (ст. 125), так и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционное судопроизводство осуществляют также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Порядок гражданского судопроизводства определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ, принятым 15 ноября 2002 г. и введенным в действие с 1 февраля 2003 г.; порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи регулируется также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права)*(652).

Административное судопроизводство связано с решениями суда по проступкам, посягающим на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если такого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом об административной ответственности и по своему характеру не влекут за собой уголовного наказания.

Уголовное судопроизводство — это рассмотрение дел о готовящихся или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом под угрозой уголовного наказания.

Первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти, был Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР», который определялся как высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства. 26 июня 1992 г. был принят Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», законодательно закрепивший важнейшее положение о том, что судебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа (ч. 1 ст. 1). Кроме того, в ч. 2 ст. 1 этого Закона было указано: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти». Тем самым указанный Закон определил статус судебной власти, который был подтвержден и развит в конституционных нормах комментируемой главы.

Гражданское, административное и уголовное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции, в том числе специализированными военными судами, а также мировыми судьями, рассматривающими соответственно гражданские, уголовные и административные дела. Однако все эти суды осуществляют судопроизводство в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке, который устанавливается в зависимости от вида дел, а не судов и закрепляется соответственно в Гражданском процессуальном, Уголовно-процессуальном кодексах и Кодексе РФ об административных правонарушениях. Следовательно, все суды общей юрисдикции пользуются одними и теми же кодифицированными правилами.

3. Российская судебная система представляет собой установленную Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы.

Судебная система России складывается из следующих элементов:

1) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) Федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ;

верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального назначения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судам соответствующих субъектов Федерации;

районные суды, являющиеся непосредственно вышестоящими инстанциями по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба;

специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, учреждаемые путем внесения изменений и дополнений в Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации»;

3) Федеральные арбитражные суды:

Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ;

федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов*(653);

арбитражные суды субъектов РФ образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

4) Суды субъекта Российской Федерации:

конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаваться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Судебная власть в Российской Федерации

Основные вопросы

1. Понятие судебной власти

3. Принципы судоустройства

Судебная власть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Судебная власть – это не орган или должностное лицо, а выполняемая функция. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Субъектом судебной власти является суд, обладающий исключительными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.

Читать еще:  Фактическое вступление в наследство судебная практика

Судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной законом процедуре ведения судебного разбирательства, гарантирующей права и свободы участникам процесса в целом и личности, в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия, т.е. наличие права судить.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.

Судебная власть обладает рядом отличительных признаков:

· осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;

· полная самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной властей;

· осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

· подзаконность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;

· правоприменительный характер: суд не издает законов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;

· исключительность, т.е. не допускается возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта;

· полнота власти выражается в законодательно закрепленных широких полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных.

Спецификой судебной власти является установленный законом порядок деятельности при осуществлении правосудия. Этот порядок строго регламентирован. Главной целью этого является обеспечение законного, обоснованного и справедливого решения.

Виды судебного производства:

1. Уголовное судопроизводство – регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ.

2. Производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных судам, — регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ.

3. Гражданское судопроизводство – регламентируется Гражданско-процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ.

4. Арбитражное судопроизводство – регламентируется Арбитражно-процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ

5. Конституционное судопроизводство – регламентируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» от12 июля 1994 г. №1-ФКЗ.

Судебная система России строится на основе следующих принципов судоустройства страны:

1. Принцип законодательной регламентации судоустройства страны выражается в том, что судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской федерации», 1996 г. № 1-ФКЗ.

2. Принцип единства судебной системы обеспечивается путем:

  • установления судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  • соблюдения всеми судами правил судоустройства, установленных федеральным законом;
  • применения всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования судов из бюджетов.

3. Принцип вертикальной связи однородных судов выражается в том, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды связаны между собой организационно и функционально.

4. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, а функциональные – законодательством о судопроизводстве.

5. Российская судебная система построена с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства и деления страны.

К судоустройству России относится и вопрос о судебных инстанциях.

Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее какую-либо функцию, связанную с разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений.

Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу (уголовному или гражданскому). Содержание и пределы компетенции устанавливаются действующим законодательством.

Суд второй инстанции (кассационный) – эту функцию осуществляют судебные коллегии судов общей юрисдикции, а также федеральные арбитражные суды округов. Кассационная инстанция проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров и иных решений судов первой и апелляционной инстанции, не вступивших в законную силу (в арбитражных судах, вступивших в законную силу).

Апелляционная инстанция – введена Законом «Об арбитражных судах в РФ» от 25 апреля 1995 г. Это новое, повторное рассмотрение арбитражного дела, не вступившего в законную силу, тем же арбитражным судом в коллегиальном составе судей. Апелляционная инстанция введена также в судах общей юрисдикции Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г.

Апелляционное рассмотрение дела в судах общей юрисдикции должен осуществлять районный (городской) суд. Апелляционный суд является вышестоящим по отношению к мировому судье.

Надзорная инстанция – проверка законности, обоснованности и справедливости приговора и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Надзорными инстанциями являются:

· президиумы судов среднего звена общей юрисдикции;

· коллегии и Президиум Верховного Суда РФ;

· для военных судов надзорной инстанцией является президиум окружного (флотского) суда, Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ;

· для арбитражных судов РФ – Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Основная задача надзорной инстанции – это проверка законности, обоснованности и справедливости всех видов судебных решений, вступивших в законную силу, а также возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

По гражданским и арбитражным делам производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств обычно осуществляется теми же судами, которые вынесли проверяемое решение.

Понятие правосудия

Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охрана от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Читать еще:  Ответственность подрядчика перед третьими лицами

Специфическое положение суда в системе органов государства дает возможность выделить ряд характерных признаков, отличающих правосудие от других форм государственной деятельности.

1. Правосудие осуществляется только судом (ст. 118 Конституции).

Из этого принципа судебной деятельности следует, что в Российском государстве ни один орган или общественная организация, кроме суда, не правомочны разбирать судебные дела.

2. Правосудие осуществляется только способами, указанными в законе, т.е. путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суд в особом порядке осуществляет правоохранительную функцию государства с целью восстановления нарушенной законности, охраны прав и интересов государства, организаций и граждан.

Уголовные дела в связи с совершенными преступлениями возбуждаются прокурорско-следственными органами и после проведения расследования передаются в суд для разбирательства их по существу. Суд в приговоре осуждает или оправдывает лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Гражданские дела возбуждаются, как правило, заинтересованным лицом – истцом, который предъявляет в суд иск к ответчику, нарушившему права и интересы истца. Суд удовлетворяет иск или отказывает в нем полностью или частично.

3. Правосудие носит правоприменительный характер и осуществляется независимым судом на основе закона и в точном соответствии с ним.

Подзаконность судебной деятельности составляет отличительную черту правосудия и вместе с тем является принципом организации и деятельности суда. Она состоит не только в осуществлении судебного рассмотрения дел в соответствии с законодательством, но и в применении к конкретным фактическим обстоятельствам норм уголовного, гражданского и других отраслей материального (в отличие от процессуального) права. При этом нормами гражданского права определяется характер правоотношений спорящих сторон в гражданском деле, а нормами уголовного права – преступный характер деяния в уголовном деле.

Следовательно, суд своими актами не создает ни норм права, ни субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. При осуществлении правосудия он применяет закон к конкретным обстоятельствам и делает вывод в гражданском деле о наличии или отсутствии субъективных прав и обязанностей у заинтересованных лиц, а в уголовном деле – о преступном характере деяний правонарушителя и об ответственности за них.

Подзаконность судебной деятельности, не допускающая произвольного судейского усмотрения и решения дела по соображениям целесообразности, составляет отличительный признак правосудия.

4. Правосудие осуществляется в процессуальной форме.

Судебная деятельность связана с исследованием фактических данных, материалов, доказательств, с допросом значительного числа лиц, необходимостью обеспечения их прав при участии в деле. Все это служит гарантией вынесение законного и обоснованного решения. Поэтому деятельность суда по разбирательству дел (гражданских, уголовных и иных) строго регламентирована процессуальным законодательством. Таким образом, правосудие осуществляется в определенном законом порядке – в форме судебного процесса. При рассмотрении уголовных дел суд руководствуется уголовно-процессуальным законодательством, разбирательство и разрешение гражданских дел регулируется гражданским процессуальным законодательством.

В процессуальном законодательстве предусмотрены все действия суда и других участников процесса. Суд обязан не только сам соблюдать предписания закона, но и обеспечить их соблюдение всеми лицами, участвующими в деле (подсудимым и государственным обвинителем, защитником, истцом, ответчиком и их представителями, свидетелями, экспертами, переводчиками и др.). Нарушение норм процессуального законодательства может привести к вынесению неправосудного решения, а следовательно, к отмене его вышестоящим судом.

Процессуальная форма правосудия существенно отличает последнее от работы любых других государственных органов. Деятельность суда и всех участников судопроизводства тщательно и всесторонне урегулирована процессуальным законодательством, протекает в строго определенной форме. Процессуальное законодательство разрешает заинтересованным лицам участвовать в судебном разбирательстве дела и наделяет их широкими процессуальными правами, используя которые они активно защищают свои законные права и интересы.

Процессуальным законодательством регламентирована и часть судебного разбирательства дела, связанная с анализом материалов и доказательств. Процессуальный закон, в частности, предусматривает источники, средства судебного доказывания, виды доказательств, порядок изучения, анализа и оценки их по внутреннему убеждению судей, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и в соответствии с законом и судейским правосознанием. Это обеспечивает такую процедуру судебного исследования материалов дела, которая дает суду возможность разобраться в преступлении или гражданско-правовом споре и установить объективную истину по делу.

5. В результате осуществления правосудия суд решает конкретное дело и при наличии оснований применяет государственное принуждение, предусмотренное законом.

По закону только суду предоставлено право применять государственное принуждение за совершенное преступление. Осуждая подсудимого по уголовному делу, суд тем самым применяет к нему определенную меру государственного принудительного воздействия в пределах санкций уголовного закона. Принудительный характер судебной деятельности проявляется и в гражданском судопроизводстве. Удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает соответственно ответчика либо истца к должному поведению в рамках данного гражданского правоотношения, к добросовестному исполнения обязанностей.

Из сказанного следует, что применение принуждения составляет основную и конечную цель судебной деятельности. Назначение государственного принуждения заключается в оказании максимального воспитательного воздействия как на лиц, совершивших правонарушение и попавших в сферу судебной деятельности, так и на всех граждан.

Изложенные понятия и признаки правосудия со всей определенностью отличают его от других форм государственной деятельности – законодательной, исполнительной, прокурорского надзора.

В соответствии с российским законодательством о судоустройстве деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всяких посягательств:

закрепленных в Конституции общественного и государственного строя России, ее политической, экономической и социальной систем;

социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и законами;

прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, их объединений, общественных организаций.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Назовите три подсистемы федеральных судов

2. Что такое звено судебной системы

3. Какие суды входят в систему судов общей юрисдикции

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector