Содержание

Срок действия путевого листа грузового автомобиля

Путевой лист

Путевой лист – это основной первичный документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, который выдается ежедневно водителям автотранспортных средств. С помощью путевого листа организация, владеющая автопарком, контролирует работу водителей, а также осуществляет учет расходов на ГСМ.

Кто обязан вести путевые листы

Согласно приказу Минтранса № 152 путевые листы «применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи».

Для каких целей используется путевой лист

Показания из путевого листа используются в качестве основания для начисления заработной платы водителю.

Кроме этого, путевые листы необходимы для подтверждения расходов на горюче-смазочные материалы, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг и учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Форма путевого листа и законодательство

Форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Кроме этого, ранее действовало постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78, в котором были даны формы путевых листов для различного вида транспорта. Но с 1 января 2013 года эти формы необязательны: компании и ИП могут сами разрабатывать свои путевые листы, нужно лишь, чтобы в них была вся необходимая информация.

Если организация примет решение разработать форму путевого листа самостоятельно, то за основу можно взять унифицированную форму, которая есть в проставлении Госкомстата и внести в неё нужные реквизиты. Главное, чтобы форма путевого листа соответствовала требованиям приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Обязательные поля в таком путевом листе это:

наименование и номер путевого листа;

сведения о сроке действия путевого листа;

сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

сведения о транспортном средстве;

сведения о водителе.

При этом самостоятельно разработанную форму путевого листа обязательно нужно утвердить в учётной политике организации в виде приложения.

Порядок заполнения путевого листа

Рассмотрим порядок заполнения путевого листа.

Лицевая сторона путевого листа

Так как путевой лист должен отражать всю имеющуюся информацию о рейсе, то бланк включает довольно много граф. Все они заполняются в определенном порядке:

В первую очередь записывают номер документа.

При заполнении типографских бланков указывают их серию.

Дата совершения поездки. Для однодневных поездок это формат «день/месяц/год», для командировок – временной промежуток между началом и концом поездки.

Полное название предприятия, а также его контактные данные (адреса, номера телефонов).

Код ОКПО. Он присваивается всем организациям, занимающимся транспортировкой грузов и легковыми перевозками.

Название и марка автомобиля. В том случае, когда транспортное средство не является собственностью предприятия, в графу для марки вносят номер договора о прокате. Также вписывают дату и серию документа.

Полный номерной знак авто: цифры и буквы.

В том случае, когда предприятие владеет несколькими автомобилями, каждому из них должен быть присвоен собственный гаражный номер. Его также указывают в путевом листе. Если в распоряжении фирмы только один автомобиль, графа может оставаться незаполненной.

Данные о водителе: фамилия, инициалы, табельный номер, а также номер его водительского удостоверения и водительский класс. Закон требует, чтобы эта информация была записана разборчиво.

Графа, которая называется «Лицензионная карта», актуальна для тех организаций, которые практикуют пассажирские перевозки (то есть им разрешено перевозить восемь и больше людей).

При сдаче авто в аренду в соответствующей графе указывают предприятие, которое будет им распоряжаться.

Адресом подачи называют то место, куда посылают авто.

Чч:мм –это формат времени выезда автомобиля из гаража или стоянки.

Графа «Диспетчер-нарядчик» заполняется ответственным лицом (указывается фамилия, инициалы, ставится подпись).

Данные механика и его подпись. Это необходимо в качестве доказательства исправности транспортного средства.

Ориентировочное время возвращения авто из рейса диспетчер. Если речь идет о командировке, то кроме времени прибытия диспетчер пишет и дату.

записи об опоздании или повреждении транспортного средства.

Водитель, использовавший и вернувший автомобиль, вписывает свои данные в графу «Транспортное средство сдал».

Инструкция о том, как заполнять путевой лист, предусматривает также наличие подписи медработника, который выпустил водителя в рейс.

Раздел «Расход топлива»

Объем израсходованного бензина или газа также указывают в отдельном месте бланка путевого листа. Здесь размещают информацию о марке топлива, его количестве (то, что было выдано и то, что пришлось докупать на заправках), остаток горючего в баке перед поездкой, а также объем, оставшийся после окончания рейса.

Диспетчер перед тем, как заполнять путевой лист, сверяется с плановыми показателями расхода бензина (газа, солярки), которые приведены в одном из распоряжений Министерства транспорта РФ.

Сопоставив данные о фактическом и плановом расходе, вычисляют сумму экономии или перерасхода. Полученные данные записывают.

Оборотная сторона путевого листа

Здесь должны быть указаны следующие сведения:

маршрут транспортного средства.

номер рейса, который присваивается каждой поездке и заносится в журнал путевых листов.

места отправления и прибытия транспортного средства.

фактический километраж поездки и подпись водителя.

Разновидности путевых листов

На практике наиболее часто используют такие три вида путевых листов:

N 4-с. Такую форму используют в тех компаниях, которые выбрали сдельную оплату труда для водителей. Зарплата таких работников рассчитывается по средним тарифам, действующим в этой сфере.

N 4-п. Такие путевые листы применяют для учета рабочего времени водителя. Работник получает деньги за отработанный период.

N 4-м. Это форма используется теми предприятиями, которые занимаются междугородними перевозками и доставками. Оформление путевых листов для таких поездок подразумевает не только указание более полной информации, но и специальные бланки (на их лицевой стороне есть красная полоса и надпись «междугородние перевозки»).

Журнал регистрации путевых листов ИП

Эта форма документа была утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 30.06.2000 № 68.

Предназначена она для регистрации путевых листов водителей, работающих на индивидуального предпринимателя.

В журнале указываются:

номер и дата выдачи путевого листа;

государственный регистрационный номер ТС;

дата выезда и время возвращения транспортного средства.

Срок хранения путевых листов

Путевой лист относится к первичным документам, поэтому срок его хранения регламентируют:

Налоговый кодекс РФ, а именно подп. 5 п. 3 ст. 24 (не менее 4 лет);

закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно статья 29. (не менее 5 лет);

приказ Минтранса РФ № 152, а именно пункт 18 (не менее 5 лет).

Таким образом, путевые листы необходимо хранить не менее 5 лет.

Какие организации могут проверить путевые листы и при каких обстоятельствах

Все путевые листы следует заполнять аккуратно и без исправлений.

Работник, составляющий документ, обязан использовать только достоверные и актуальные сведения.

В противном случае водитель может быть оштрафован проверяющими органами.

Путевые листы имеют право проверять следующие организации:

– трудовая инспекция проверяет путевые листы, чтобы выявить, не нарушаются ли права работника предприятия.

– сотрудники ФНС проверяет путевые листы, чтобы выявить, правильно ли компания учитывает затраты на бензин и уменьшает налог на прибыль.

– налоговые инспекторы проверяют путевые листы в рамках проведения выездных и камеральных проверок.

– сотрудники ГИБДД и Транснадзора проверяет путевые листы в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Путевые листы с 1 марта 2019 года – новые правила

Путевой лист грузового автомобиля с 1 марта 2019 года должен быть оформлен с изменениями, принятыми Минтрансом РФ в конце 2018 года. Они начали действовать и вступили в силу с первых дней мартовского месяца 2019 года. Изменения касаются любого транспорта, используемого для коммерческих целей.

Неправильно оформленные путевые документы, их отсутствие является административным правонарушением и приводит к штрафным санкциям до 30000-100000 рублей (минимальный штраф – 500 рублей).

Данный бланк является обоснованием законности использования автомобилей, их технической исправности. Он дает право водителю, как сотруднику предприятия, управлять данным автомобилем на основании водительских прав и медицинского освидетельствования, что также отражено в путевке. Благодаря путевому листу, компания имеет полную информацию о передвижении своего транспортного средства и может четко, до рубля, просчитать свои расходы.

Это учет следующих данных:

  1. Расход бензина или дизельного топлива.
  2. Расчет амортизации автомобиля.
  3. Начисление зарплаты водителя.
  4. Пробег автомашины.
  5. Расходы разного характера на содержание машины.

Предприятия, у которых при уплате налогов учитываются расходы и доходы (упрощенка), такая деловая информация является строго обязательным.

Наличие и правильное оформление путевки имеет право проверить любой сотрудник ГИБДД.

Бланк путевого листа 2019

Предприятие может пользоваться стандартными образцами, разработанными Госкомстатом РФ или создать собственный формат, главное, чтобы все обязательные пункты были прописаны.

При корректировке формата оформления бланков обязательными стали:

  • название (Путевой лист);
  • нумерация путевки;
  • время действия;
  • данные о владельце транспорта;
  • модель и тип машины;
  • государственный номер;
  • данные одометра (километраж за время выполнения работы);
  • показатели времени и числа месяца о начале и окончании работы (отсчет по парковке);
  • информация о пред рейсовом или пред сменном техосмотре (время обязательно);
  • данные о состоянии здоровья водителя до и после рейса с подписью медработника;
  • информация о работнике, управляющем автомобилем, его подпись (ФИО полностью).

В новой редакции откорректированы пункты 3,7, 8, 9,10,11, они должны быть заполнены более подробно по новым правилам.

Важно! Маршрут движения автомобиля указывать не обязательно.

Бланк будет иметь статус официального документа только при письменном перечислении всех реквизитов, подписи главы компании и занесения информации в журнал записей учетной документации.

Читать еще:  Срок действия водительского удостоверения заканчивается как продлить

Правила заполнения путевого листа в 2019 году

Изменения в составлении путевки коснулись нескольких моментов:

После рейса лист передается диспетчеру, который его закрывает. Закрытые путевки хранятся в архиве 5 лет.

Понятие «парковки»

Термин «гараж» или «место постоянной стоянки» было заменено на новое понятие «парковка». Оно определяет место нахождения машины в нерабочее время и может быть не только на собственной земле компании, но и на других, организованных для этого площадках.

Ранее владелец предприятия обязан был обеспечить для своего автопарка гараж или площадку для стоянки и ремонта на своей территории. Теперь достаточно иметь парковочное место на стоянках для транспорта в помещениях, на улице, на участках дорог, предназначенных для паркования машин. Размещение автотранспорта на площадках для парковки, принадлежащих другим собственникам, может быть как платным, так и бесплатным.

В новом варианте также прописана обязанность владельцев предприятий обеспечить для своего транспорта не только парковочные места, но и должны быть созданы условия для проведения ремонтных работ.

Пред сменный технический контроль

В новом откорректированном тексте введен дополнительный термин «пред сменный техконтроль. Его проводят перед началом смены, путевка выписывается на одну смену, даже если за это время водитель сделает несколько рейсов.

Он включает проверку тормозной системы, рулевых механизмов, стеклоомывателей, фар, звукового сигнала, колес, топливного бака и других важных элементов, обеспечивающих безопасное движение. Проставляется число месяца и временные показатели его проведения.

Отмена штампов

Ранее, в путевку ставился штамп о прохождении технического контроля и печать о проведении медосмотра врачом. Иногда этого было достаточно, чтобы выпустить машину на линию, теперь эта процедура отменена.

В откорректированном варианте исключается использование штампов при проведении любых контрольных действий перед рейсом. Кроме того, уполномоченные лица ранее обязаны были завизировать результаты проверочных осмотров, оставив свой автограф и прописав ФИО полностью. Теперь для раскодировки подписи прописывают фамилию и инициалы контролирующего лица.

Сроки действия путевого листа

Сделаны корректировки и на временные сроки действия путевок. Ранее выписывался 1 путевой бланк для поездок на 30 дней и за это время осуществлялись необходимые рейсовые поездки. Водитель регулярно возвращался к месту работы, но новые путевые листы на каждую следующую поездку не выписывались.

После внесения изменений подобная ситуация стала невозможна. Теперь на рейсовые поездки во время рабочего дня выписывается путевка, которая после окончания рабочей смены заканчивается. На следующий день перед рейсовым маршрутом выписывается новый путевой лист. При поездках, длящихся несколько дней или недель, выписывается один путевой лист, который закрывается при возвращении водителя. Термин «один месяц» больше не используется, так как поездка может проходить и более длительное время.

Для грузовых автомобилей

Путевой лист для грузового автомобиля заполняется по формату № 4-С или 4-П. Срок действия путевого листа зависит от длительности рейса. Если выполнение рейсового маршрута длится более смены, то путевой бланк выписывается перед выездом на рейс на нужное количество дней.

Для легковых автомобилей

Путевой лист для легкового автомобиля заполняется по форме № 3. Чаще всего для легковушек формируется путевка на временную протяженность в одну смену, даже при том, что он возвращается на парковку несколько раз за день.

Правила оформления и ведения путевых листов

Так называемые «путевки» — это учетные первичные документы, которые должны вести все организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие автотранспорт. При этом юридические лица и ИП, оказывающие услуги по перевозке грузов или людей, обязаны применять унифицированные формы этих документов.

В зависимости от вида транспортных средств и области их применения нужно использовать разные виды путевых листов. Отдельные бланки разработаны для владельцев и арендаторов:

  • легковых автомобилей;
  • грузовых автомобилей;
  • специального транспорта;
  • легкового такси;
  • грузового такcи;
  • автобусов общественных и необщего пользования.

Необходимые предпринимателям формы утверждены двадцать лет назад Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Они актуальны до сих пор, хотя за эти годы в бланки много раз вносились изменения различного характера. В соответствии с Приказом Минтранса от 07.11.2017 № 476, с 15.12.2017 в путевом листе нужно указывать дополнительные сведения о собственнике транспортного средства. Индивидуальных предпринимателей обязали указывать свой ОГРИП, а организации — ОГРН.

Не всем организациям подходят унифицированные бланки, кроме того, они не для всех обязательны. Поэтому юрлицо (или ИП) вправе разработать свой вариант, в котором должны быть учтены все обязательные реквизиты и необходимые показатели. Применение собственного измененного бланка должно указываться в учетной политике организации, как это определено в пункте 4 ПБУ 1/2008. Не стоит забывать, что к первичным документам строгой отчетности применяются также правила, регламентированные статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухгалтерском учете.

Новая форма путевого листа с 2019 г.

Путевой лист транспортного средства необходим при выезде любого транспортного средства по рабочим целям, независимо от того, собственный это автомобиль организации или арендованный. Жесткие требования к заполнению этого первичного документа установлены только для автотранспортных компаний, однако и для всех остальных он является документом строгой отчетности, поэтому должен содержать обязательные реквизиты.

В 2018 году таких сведений стало больше — чиновники добавили обязанность указывать в путевом листе сведения о прохождении водителем предрейсового контроля технического состояния автомобиля. Кроме того, отменили обязательную круглую печать на оформленном бланке.

Приказом Минтранса России от 21.12.2018 № 467 в путевые листы с 01.03.2019 были внесены несколько важных поправок:

  • стало больше обязательных реквизитов. Теперь предприниматели должны вписывать показания одометра при выезде ТС с парковки (места стоянки);
  • диспетчерам надо также фиксировать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда ТС с парковки и заезда на нее;
  • изменился максимальный срок, на который можно оформлять путевой лист 2019. Еще в начале года однажды оформленный документ мог действовать в течение одного месяца. Сейчас так делать нельзя: бумагу оформляют на один рабочий день или одну рабочую смену. Если за это время водитель совершает несколько рейсов, правилами допускается оформление одного путевого листа до начала первого рейса. Закрыть его можно будет по возвращении водителя на парковку;
  • в ситуациях, когда одним транспортным средством управляют несколько водителей, у каждого из них должен быть свой путевой лист. Но при выезде отметку о контроле технического состояния нужно проставлять только в документе водителя, который первым выехал с места стоянки;
  • с весны технический контроль транспортного средства может быть предсменным либо предрейсовым (зависит от конкретной ситуации);
  • штамп медицинского работника в путевом листе стал необязательным. Это не значит, что отменили необходимость проходить медицинский осмотр, но медицинскому работнику теперь не обязательно подтверждать его штампом. Он просто может написать, что водитель прошел осмотр, указать дату и время осмотра, расписаться. Если в организации штамп имеется, выбрасывать его не следует, им можно продолжать пользоваться. Но если оттиска в путевом листе не будет, наказать уже не смогут.

Итак, с учетом поправок новые путевые листы 2019 года обязательно должны содержать следующие сведения:

  • название и номер самого документа;
  • информацию о владельце автомобиля;
  • период действия (срок (один или несколько дней), в течение которого путевой лист может быть использован, в формате «число, месяц, год»);
  • данные о водителе ТС, а именно: Ф.И.О, дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;
  • информацию о самом ТС: тип и модель, в том числе прицепа, если он имеется;
  • регистрационный номер;
  • показания одометра;
  • дату и время выезда и заезда на парковку;
  • данные о прохождении технического осмотра перед рейсом (сменой).

Если организации не подходит унифицированный бланк, она может разработать свой вариант, в котором должны быть учтены все обязательные реквизиты и необходимые показатели. Применение нового бланка обязательно должно быть указано в учетной политике организации, как это определено в пункте 4 ПБУ 1/2008 . Не стоит забывать, что к первичным документам строгой отчетности применяются также правила, регламентированные статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ о бухгалтерском учете.

Документ должен быть заверен подписью диспетчера, который его оформил, и руководителем организации. Печать нужно ставить только тем организациям, которые ее используют по своему уставу. Форма оформляется в одном экземпляре и выдается на руки водителю. После этого документ должен быть возвращен уполномоченному лицу под подпись, в этом случае он считается закрытым и поступает в бухгалтерию. С этого момента нужно выяснить, для чего вообще нужны путевые листы.

Кому и зачем нужны путевые листы

Путевые листы необходимы организациям для контроля за движением автотранспорта, расчета заработной платы водителям, фиксирования расхода ГСМ, начисления амортизации на автомобиль, учета общих затрат на транспорт. Кроме того, если водителя на служебном транспорте остановит для проверки документов инспектор ГИБДД, этот документ подтверждает:

  • обоснованность рейса;
  • законность перевозки груза и пассажиров;
  • исправное состояние транспортного средства;
  • право водителя управлять ТС.

Если путевки на руках водителя не окажется, придется заплатить административный штраф по статье 12.13 КоАП РФ.

Путевые листы: правила заполнения в 2019 году

Порядок оформления путевых листов установлен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152, который действует в редакции от 21.12.2018, вступившей в силу 01.03.2019. Учитывают путевые листы в специальном журнале. Разберемся подробнее, какие произошли изменения в путевых листах в 2019 году и как оформить этот документ, чтобы не возникло вопросов у проверяющих из налоговых органов и ГИБДД, которые чаще всего смотрят этот документ.

Заполнением этой формы в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях это может быть просто уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности должны быть делегированы приказом руководителя организации, поскольку именно тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением бумаг занимаются сами водители. Однако, по общему правилу, водители должны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.

Выписать путевку можно на один рейс, один рабочий день или смену. Кроме того, в унифицированном бланке предусмотрена возможность продлить срок действия этого документа, поскольку с машиной в рейсе могут происходить различные ситуации, а движение без путевого листа является нарушением.

Путевой лист, бланк которого является унифицированным, разделен на несколько разных форм, в зависимости от вида ТС. Эти формы отличаются содержанием и требованием к заполнению. Мы собрали их в таблицу, чтобы каждая организация могла сориентироваться и выбрать необходимую.

Читать еще:  Срок выдачи ИНН физического лица

Письмо Министерства транспорта РФ от 4 апреля 2019 г. N Д3-514-ПГ Об оформлении одного путевого листа на нескольких водителей

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение от 7 марта 2019 г. N 43967 и в рамках своей компетенции сообщает.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств контролер должен руководствоваться приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Порядок).

Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ Минтранса России N 152).

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 (в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 N 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, действующая редакция приказа Минтранса России N 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

Ранее, приказом Минтранса России N 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.

Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России N 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);

дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

При этом в соответствии с требованиями приказа Минтранса России N 152 установлено, что:

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Пунктом 9 приказа Минтранса России N 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Вместе с тем путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.

Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, приказом Минтранса России N 152 не установлен запрет на оформление одного путевого листа на нескольких водителей.

Однако, по мнению Департамента, в данном случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России N 152.

Обзор документа

Минтранс разъяснил особенности:

— проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств;

— оформления путевых листов, в т. ч. на рабочий день либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня;

— оформления одного путевого листа на нескольких водителей;

— предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что изменилось в путевых листах с 1 марта 2019 г.?

Что изменилось в путевых листах с 1 марта 2019 г.?

Кто должен оформлять путевой лист

С 1 марта 2019 года заполнять путевой лист надо с учетом новых требований. Минтранс внес три изменения в правила заполнения путевых листов.

Оформлять путевые листы должны организации всех форм собственности, которые эксплуатируют транспортные средства для перевозки пассажиров и грузов. Аналогичные требования действуют для индивидуальных предпринимателей.

Путевой лист надо составлять на каждое транспортное средство, которое перевозит пассажиров, грузы или багаж. Все это следует из пункта 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152. Не важно, занимается организация или ИП коммерческими перевозками или эксплуатирует транспорт для собственных нужд (определение Верховного суда от 01.09.2014 № 302-КГ14-529).

Читать еще:  Продление срока гарантии после гарантийного ремонта

Путевой лист подтверждает маршрут следования машины, что автомобиль технически исправен, а водитель может им управлять, так как прошел медицинский осмотр. Отметки о техническом состоянии и медосмотре в путевых листах проверяют представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора.

Путевой лист также первичный документ для учета работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, письмо Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257). Документ необходим, чтобы подтвердить экономическую обоснованность аренды или лизинга автомобиля, а также расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля. К таким расходам относят:

  • зарплату водителю и надбавки за разъездной характер работы;
  • стоимость ГСМ;
  • стоимость парковки.

Организация может оплачивать расходы на ГСМ, запчасти, парковку собственных машин, арендованных или личных автомобилей сотрудников. Если для работы требуется личная машина работника, то ему организация будет начислять специальную компенсацию. Обоснованность расходов также может обосновать путевой лист.

Ситуация: кто оформляет путевой лист, если автомобиль в аренде – с экипажем или без

Кто будет составлять путевой лист, зависит от того, какой договор аренды заключили стороны.

Аренда без экипажа. Арендатор фактически эксплуатирует арендованный транспорт, поэтому он составляет путевой лист. По договору аренды без экипажа арендодатель предоставляет арендатору автомобиль за плату во временное владение и пользование. При этом арендодатель не оказывает услуги по управлению транспортом (ст. 642 ГК). Если договором аренды не предусмотрено иное, арендатор несет расходы на ГСМ (ст. 646 ГК).

Аренда с экипажем. Порядок оформления путевых листов стороны договора должны определить в договоре аренды. Если стороны договора аренды согласуют, что путевые листы оформляет арендодатель, то арендатору нужны их копии, чтобы подтвердить расходы на оплату услуг аренды.

При аренде с экипажем арендодатель, во-первых, предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование. А во-вторых, оказывает своими силами услуги по управлению автотранспортом. Это следует из статьи 632 ГК.

Кто будет составлять путевой лист, зависит от того, какой договор аренды заключили стороны.

Аренда без экипажа. Арендатор фактически эксплуатирует арендованный транспорт, поэтому он составляет путевой лист. По договору аренды без экипажа арендодатель предоставляет арендатору автомобиль за плату во временное владение и пользование. При этом арендодатель не оказывает услуги по управлению транспортом (ст. 642 ГК). Если договором аренды не предусмотрено иное, арендатор несет расходы на ГСМ (ст. 646 ГК).

Аренда с экипажем. Порядок оформления путевых листов стороны договора должны определить в договоре аренды. Если стороны договора аренды согласуют, что путевые листы оформляет арендодатель, то арендатору нужны их копии, чтобы подтвердить расходы на оплату услуг аренды.

При аренде с экипажем арендодатель, во-первых, предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование. А во-вторых, оказывает своими силами услуги по управлению автотранспортом. Это следует из статьи 632 ГК.

Когда и на какой срок составлять путевой лист

С 1 марта нельзя оформлять один путевой лист на несколько поездок в разные рабочие дни или смены. По новым правилам путевой лист оформляйте:
– перед каждым рейсом, если рейс длиннее рабочей смены или рабочего дня;
– перед началом первого рейса, если рейс короче смены или дня и в течение дня у водителя один или несколько рейсов.

Об этом – в пункте 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Ситуация: нужен ли путевой лист, если руководитель использует автомобиль организации в служебных целях и лично им управляет

Путевой лист нужен, если транспортное средство, которым управляет руководитель, он использует для перевозки пассажиров, грузов или багажа.

Оформлять путевой лист нужно, если руководитель управляет автомобилем в служебных целях и на этом автомобиле перевозит грузы или других лиц, кроме себя. Например, своих сотрудников. Путевой лист надо составлять на каждое транспортное средство, которое перевозит пассажиров, грузы или багаж, в том числе для собственных нужд организации (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом под пассажирами понимают лиц, кроме водителя, которые находятся в транспортном средстве, а также лиц, которые садятся в транспортное средство и выходят из него (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Обязанность заполнять путевые листы в случаях, когда нет перевозок пассажиров и грузов, законодательством не предусмотрена. Такую позицию поддерживают суды (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № А03-4759/2015, решение Омского областного суда от 09.02.2016 № 77-80/2016). Но отсутствие путевого листа может вызвать споры, поэтому его безопаснее всегда оформлять, если используете транспорт в служебных целях.

Путевой лист нужен, если транспортное средство, которым управляет руководитель, он использует для перевозки пассажиров, грузов или багажа.

Оформлять путевой лист нужно, если руководитель управляет автомобилем в служебных целях и на этом автомобиле перевозит грузы или других лиц, кроме себя. Например, своих сотрудников. Путевой лист надо составлять на каждое транспортное средство, которое перевозит пассажиров, грузы или багаж, в том числе для собственных нужд организации (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом под пассажирами понимают лиц, кроме водителя, которые находятся в транспортном средстве, а также лиц, которые садятся в транспортное средство и выходят из него (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Обязанность заполнять путевые листы в случаях, когда нет перевозок пассажиров и грузов, законодательством не предусмотрена. Такую позицию поддерживают суды (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № А03-4759/2015, решение Омского областного суда от 09.02.2016 № 77-80/2016). Но отсутствие путевого листа может вызвать споры, поэтому его безопаснее всегда оформлять, если используете транспорт в служебных целях.

Ситуация: нужно ли оформлять путевой лист на личные автомобили, которые используют в служебных целях

Путевой лист не нужен, если работник не перевозит пассажиров и грузы для нужд организации.

Путевые листы нужно оформлять, если организация или ИП использует транспорт в коммерческих перевозках или в перевозках пассажиров и грузов для собственных нужд (п. 2 ст. 6 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 9 и 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Под перевозками для собственных нужд понимают перемещение лиц, кроме водителя, материальных объектов автобусами или грузовыми автомобилями без договоров перевозки (п. 2 ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Если работник не использует личный автомобиль для перевозок пассажиров и грузов для нужд организации, оформлять путевые листы не требуется (постановление ФАС Центрального округа от 10.04.2006 № А48-6436/05-8). Служебный характер поездок можно подтвердить и другими документами, например, приказами, актами и т. д.

Главбух советует: оформить путевой лист на личный автомобиль можно независимо от того, перевозит сотрудник пассажиров и грузы или нет. Документ подтвердит, что личный автомобиль сотрудника компания использует в деятельности, а также обоснует расходы на компенсацию за использование личного автомобиля.
Основание для выплаты компенсации – приказ руководителя. Аналогичные выводы – в письмах Минфина от 27.06.2013 № 03-04-05/24421, от 05.12.2012 № 03-03-06/1/629. Служебный характер поездок можно подтвердить не только путевым листом, но и другими документами. Например, приказами, актами и т. д. Но служебный характер поездок проще обосновать данными путевого листа.
Чтобы освободить выплаты сотруднику от НДФЛ и страховых взносов, у организации также должны быть документы, которые подтверждают, что используемый автомобиль принадлежит сотруднику. Получите у работника копию ПТС или свидетельства о регистрации автомобиля (письмо Минфина от 23.01.2018 № 03-04-05/3235).

По какой форме заполнять путевой лист

Официального бланка, обязательного для всех, нет. Форму организация может разработать самостоятельно с учетом особенностей своей работы.

Можно применять ранее утвержденные Госкомстатом унифицированные формы. Но в бланках нет всех обязательных реквизитов, поэтому использовать их можно, только если добавить обязательные поля.

Альтернативный вариант – применять путевые листы, разработанные самостоятельно, что называется, с нуля. В бланк также надо включить все обязательные реквизиты из раздела II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Бланк, который будет применять организация, зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Проверьте, чтобы помимо обязательных реквизитов путевого листа, форма отвечала всем требованиям законодательства к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Ниже образец путевого листа для легкового автомобиля.

Правила нумерации организация устанавливает сама .

В бланке укажите наименование документа – «Путевой лист» и тип транспорта, для которого этот путевой лист составлен (подп. 1 п. 6, п. 12 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Например, «Путевой лист легкового автомобиля».

Каждый путевой лист пронумеруйте в хронологическом порядке. Система нумерации может быть любой, в том числе с латинским алфавитом, раздельными символами и пр. Например, если компания эксплуатирует разные типы транспортных средств, можно использовать индексы для каждого типа. Это следует из пункта 12 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Нужно выписывать перед каждым рейсом или перед первым рейсом, если их несколько . Выписывать один путевой лист на несколько поездок в разные рабочие дни или смены нельзя.

Срок действия

Путевые листы оформляют перед:
– каждым рейсом, если рейс длиннее рабочей смены или рабочего дня;
– началом первого рейса, если рейс короче смены или дня и в течение дня у водителя один или несколько рейсов.

Выписывать один путевой лист на несколько рейсов в разные дни нельзя (п. 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

Срок действия путевого листа зависит от длительности рейса. Если продолжительность рейса не превышает рабочего дня, срок действия путевого листа будет в рамках одной даты. Если же длительность рейса превышает один рабочий день, в сроке действия укажите дату начала рейса и дату его окончания (п. 4 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

Срок действия путевого листа – обязательный реквизит. Если даты, в течение которой действует путевой лист, нет, документ не подтверждает расходы.

ОГРН – обязательный реквизит, предприниматели указывают ОГРНИП.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства

Состав сведений о собственнике или владельце транспортного средства зависит от того, кто это – организация или предприниматель. Это следует из пункта 5 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector