Содержание

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается

Заключение договора перевозки

С какого момента договор перевозки грузов считается заключенным

Договор перевозки груза представляет собой один из видов договора перевозки, объектом транспортировки которого выступают товары, вещи и др. имущество — груз.

Общие правила перевозки регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и специальными законами — в части особенностей перевозки конкретным типом транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ (далее — ВК РФ), законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ и др.

Сторонами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик — лицо, осуществляющее транспортировку груза, в установленных случаях имеющее специальную лицензию на перевозку;
  • отправитель груза — лицо, передающее имущество перевозчику и оплачивающее его услуги.

Как правило, договор перевозки грузов считается заключенным с момента получения перевозчиком заказа (погрузки имущества) и оформления сопутствующих транспортных документов, например при автомобильной перевозке (п. 6 правил перевозок груза автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Исключением является перевозка груза морским или воздушным транспортом с арендой целого судна или его части (чартер). Такой договор признается заключенным после согласования сторонами всех существенных условий перевозки.

Подробнее о существенных условиях договора перевозки груза рассказывается в статье Договор перевозки груза — существенные условия, образец.

Чем подтверждается факт заключения договора перевозки груза, чем удостоверяется заключение договора перевозки вещей с пассажиром

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается перевозочными документами согласно транспортному законодательству. К таким документам относятся:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Транспортная накладная используется на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте. Накладная, равно как и остальные перевозочные документы, выражает письменную форму договора перевозки груза и включает все его необходимые условия.

Как правило, накладная содержит следующие сведения:

  • адрес отправки и доставки груза;
  • данные об отправителе и получателе груза;
  • информацию о перевозимом имуществе: наименование, количество, массу и др.;
  • сведения о документах, которые являются приложениями к накладной (сертификатах и пр.);
  • информацию о ходе перевозки груза и др. сведения.

Если груз следует не самостоятельно, а с пассажиром в пассажирском или почтово-багажном поезде, такому грузу присваивается один из следующих статусов:

  • ручная кладь (ее параметры установлены п. 37 правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, далее — правила № 111), которая вносится в поезд по билету пассажира;
  • багаж (параметры см. в п. 129 правил № 111), на который оформляется багажная квитанция.

Материальные ценности, следующие в пассажирских или почтово-багажных вагонах, но не связанные с пассажирским билетом, именуются грузобагажом. Таковой принимается к перевозке по письменному заявлению отправителя. Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).

При каких случаях договор перевозки оформляется с помощью коносамента

Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при внутренних и международных перевозках морским видом транспорта.

Коносамент, будучи по своей правовой природе ценной бумагой, имеет стандартную форму, установленную международной практикой. Порядок оформления и выдачи коносамента регулируется следующими документами:

  • ГК РФ;
  • Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ);
  • Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, от 25.08.1924;
  • Конвенцией ООН о морской перевозке грузов от 30.03.1978;
  • Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс).

Коносамент содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, портах погрузки и выгрузки, перевозимом имуществе, времени и месте оформления документа и другие данные.

ВАЖНО! При возникновении у перевозчика убытков вследствие некорректности указанных в коносаменте сведений отправитель груза обязан их возместить (п. 2 ст. 142 КТМ РФ).

Выделяются следующие виды коносамента:

  • именной (на конкретного получателя);
  • ордерный (по приказу отправителя или получателя);
  • предъявительский (который в простой форме вручается отправителю).

Таким образом, заключение договора перевозки подтверждается перевозочными документами (транспортная накладная, коносамент). Помимо удостоверительной функции, данные документы также позволяют их владельцу распоряжаться транспортируемым грузом.

Бумаги общего назначения

Многих водителей интересует, какие документы нужны для перевозки груза, чтобы в случае проверки с компетентными органами не возникло никаких проблем. Перечень официальных бумаг следующий:

  1. Удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории.
  2. Товарно-транспортная накладная (ТТН).
  3. Договор между отправителем, получателем и посредником, осуществляющим перевозку.
  4. Путевой лист.

Все вышеперечисленные документы нужны для перевозки любых видов товара, и не могут быть заменены на другие бумаги. При этом стоит отметить некоторые особенности данной документации.

Накладная при перевозке грузов является одним из самых главных свидетельств, которые необходимо будет предъявить водителем при проверке. Выписываться этот документ должен организацией или лицом, которое является отправителем. При этом официально данная бумага должна быть утверждена соответствующими печатями. Ее необходимо сделать в четырех копиях, по одной из которых получает отправитель и получатель, а две остаются в транспортной компании. Данный документ содержит две важные части:

  1. Товарный раздел. Данная часть указывает полное описание товара, которые остальные документы на перевозку груза не дают.
  2. Транспортный раздел. Этот элемент должен содержать наиболее полную информацию о маршруте, название отправителя и посредника, а также данные о водителе и технических характеристиках автомобиля.

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Товарный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Транспортный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

В некоторых случаях от товарно-транспортной накладной можно отказаться. Чаще всего это бывает тогда, когда транспортировку осуществляет покупатель. Документы на перевозку груза в данном случае не требуют ТТН, так как весь процесс происходит между двумя объектами договора без посредников в виде транспортной компании.

Договор должен быть в обязательном порядке подписан. Это делает водитель, либо же экспедитор, сопровождающий машину. Не обязательно, чтобы эта бумага была оригинальной, так как можно использовать заверенные печатями копии. Таким образом подтверждается законность транспортировки. Вместо договора разрешается использовать доверенность, если на ней также стоят соответствующие печати организаций.

Оформление документации

Путевой лист обязательно должна оформлять компания, непосредственно занимающаяся перевозкой. Данный бланк должен иметь определенный элементы, среди которых специалисты выделяют:

  • вид автомобиля и его госномер;
  • название организации, которая оформила документ;
  • информацию о количестве расхода топлива;
  • дату оформления;
  • номер накладной на груз.

Образец заполнения путевого листа (для увеличения нажмите на картинку)

Образец заполнения путевого листа (для увеличения нажмите на картинку)

Путевой лист оформляется вместе с отрывным талоном – специальным элементов, который оформляется заказчиком груза и заверяется его же печатями. Обработку этого бланка осуществляет транспортная компания, после чего он вместе с чеком за предоставленную услугу отправляется тому, кто заказал ее.

Бланк путевого листа должен заполняться соответствующими особами, которыми является медицинский сотрудник организации, диспетчер и технический работник. Важно не только правильно заполнить документы на перевозку груза, но и дать соответствующий допуск водителю.

Дополнительные типы документов

На вопрос о том, какие документы нужны для перевозки груза, однозначно ответить достаточно сложно. Это связанно с тем, что существует достаточно много нюансов в каждом конкретном случае, которые следует учесть. Без них ответственные лица могут получить штраф за несоблюдение законов или же получить определенные трудности, разбираясь с компетентными органами.

При необходимости следует оформить следующие документы для перевозки груза автомобильным транспортом:

  1. Договор и документ, подтверждающий фактическую отгрузку товаров.
  2. Накладная на товар, если в ТТН была указана неполная информация о перевозимом грузе.
  3. ПТС автомобиля и техосмотр на него.
  4. Документ обязательного страхования владельца транспортного средства.
  5. Трудовой договор, по которому работает водитель, если он не является непосредственно владельцем автомобиля (или же копия этого документа).
  6. Санитарный паспорт, если осуществляется транспортировка продуктов питания.
  7. Сертификат, подтверждающий качество продукта.
  8. Книжка с указанием температуры холодильника-рефрижератора, если транспортируются скоропортящиеся продукты.
  9. Ветеринарный паспорт, если перевозятся животные.
  10. Справка, выдающаяся на продукцию, содержащую спирт, если осуществляется перевозка алкогольных напитков.

Какие сопроводительные документы нужны для перевозки груза определяется непосредственно видом этого груза. В каждом конкретном случае это может быть индивидуальный уникальный пакет бумаг, поэтому очень важно быть предельно внимательным, получая и заполняя их.

Особые случаи перевозок

В некоторые случаях необходимые особые документы на перевозку грузов автомобильным транспортом. К ним относятся следующие официальные бумаги:

  1. Удостоверение, подтверждающее право компании перевозить крупногабаритные или опасные грузы.
  2. Свидетельство, указывающие на подготовительный процесс водителя к осуществлению работы по перевозке опасных грузов. В нем совокупный водительский стаж должен превышать три года без прерывания данной трудовой деятельности. Если у водителя нет соответствующего опыта, собранные и оформленные документы по перевозке грузов не имеют значения.
  3. Сертификат, подтверждающий безопасность и качественные характеристики упаковки груза.
  4. Специальный опознавательный знак об опасном грузе.
  5. Свидетельство, подтверждающее подготовку транспортного средства к осуществлению перевозки опасных грузов.
  6. Предварительно созданный маршрутный лист с периодом разрешения транспортировки.
  7. Телефонные номера и адреса всех лиц, касающихся перевозки данных представляющих опасность грузов.
  8. Специально разработанный путевой лист, в котором обозначен номер опасности груза в соответствии со стандартами ООН.

Вышеперечисленные документы для перевозки грузов автомобильным транспортом считаются обязательными лишь при определенных обстоятельствах. К тому же такие транспортировки все равно необходимо согласовывать с органами ГИБДД. Следует выделить следующие случаи, которые этому способствуют: транспортировка грузов повышенной опасности; перевозка в сложных дорожно-климатических условиях; проезд в колонне с более 3 автомобилями.

Читать еще:  Каков срок действия свидетельства на товарный знак

Документы на перевозку груза, которые имеет нестандартно большие габариты или вес, дополняются специальными бумагами, разрешающими эти действия. При этом надо будет еще заплатить определенную сумму денег в качестве госпошлины.

Транспортировка секретных документов осуществляется по специальным правилам. Связанно это с тем, что их оформление, размножение, разработка и обращение с ними проводится намного сложнее, нежели с обычными бумагами. Перевозка секретных документов требует строго охраняемого транспортного средства и специальных условий хранения.

Полезные статьи:

Бланкер.ру Доверенность на право подписи договоров является разновидностью доверенности на право подписи документов и оформляется…

Договор купли продажи автомобиля образец 2019. Скачать бланк для физических лиц в doc (MS Word)…

В каких случаях нужно выставить счет-фактуру покупателю Компании, которые осуществляют операции, облагаемые НДС, в том числе…

Очень часто в ходе деятельности организации возникает необходимость в получении заключения о соответствии объекта защиты…

Уведомление о досрочном расторжении договора аренды: образец, правила и цели направленияСогласно ст. 450 ГК РФ…

Понятие договора перевозки грузаПо договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в…

Значение документов для подтверждения факта договора перевозки груза

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 640 раз

Библиографическое описание:

Серегина О. Н. Значение документов для подтверждения факта договора перевозки груза [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 183-184. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10416/ (дата обращения: 05.01.2020).

Момент заключения договора перевозки груза наступает тогда, когда перевозчик, произведя приём к перевозке груженого подвижного состава, выдаёт грузоотправителю грузовую квитанциюпод роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Корешок дорожной ведомости остаётся на станции отправления. Отсутствие такого корешка, а также остальных документов может служить основанием к утверждению о том, что заключение договора перевозки не состоялось.Обоснованно отмечено В. В. Долинской, что соглашение о том, что договор применяется к отношениям между сторонами до заключения договора, не означает возникновения непосредственной обязанности у ответчика по их исполнению ранее заключения самого договора [1].

Итак, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. 14 ст. 2, п. 1 ст. 8 Устава, п. 2 ст. 785 ГК РФ).

О важности наличия документов, подтверждающих возникновение отношений в рамках договора перевозки, свидетельствует, например, Постановление ФАС ВВО от 09.06.2010 N А28–13909/2009–441/32, в котором указано, что при непредставлении доказательств заключения с перевозчиком договора перевозки груза по спорной отправке отсутствуют основания для взыскания стоимости утраченного при перевозке груза.

При этом заявка на перевозку не была принята к сведению по причине того, что она не была подписана транспортной организацией и не была принята ею к исполнению.

В то же время само по себе наличие товарной накладной не является единственным доказательством заключения данного договора.

Например, ФАС ДВО, рассматривая в Постановлении от 01.02.2010 N Ф03–8370/2009 подобный вопрос, обращал внимание и на содержание иных документов.

При рассмотрении споров, возникающих в отношении грузоперевозок, суды в первую очередь обращают внимание на наличие существенных условий договора перевозки, при отсутствии которых признают договор незаключенным, что снижает возможность добиться через суд исполнения контрагентом условий договора или взыскания неустойки [4].

Ввиду специфики взаимоотношений между сторонами договора перевозки груза проанализируем вопрос о существенных условиях данного договора на примере арбитражной практики.

Кроме того, ФАС УО в Постановлении от 21.10.2008 N Ф09–7693/08-С5 обратил внимание на отсутствие в договоре перевозки таких существенных условий, как наименование грузоотправителя, характер груза, его объем (вес), пункт назначения, грузополучатель. Аналогичный подход использовался в постановлениях ФАС МО от 20.11.2007 N КГ-А41/10536–07, ФАС ПО от 22.05.2007 N А65–11655/06.

Таким образом, из анализа судебной практики можно выделить условия, отражение которых в договоре перевозки груза позволит снизить риск признания его незаключенным:

‒ наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;

‒ цена договора, порядок расчетов;

‒ характеристики предоставляемого транспорта;

‒ характеристики груза (вид, количество и т. п.);

‒ дата (сроки) перевозки;

‒ пункты отправления и назначения.

Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы. Отметим также, что подробное указание условий договора перевозки позволяет сторонам минимизировать возникновение споров между ними и также урегулировать возникающие разногласия, не прибегая к судебным разбирательствам [3].

Определяющим моментомпри заключении договора железнодорожной перевозки груза, по мнению В. М. Корякина, является неуплата провозных платежей и иных сборов (хотя фактически они вносятся одновременно со сдачей груза к перевозке), а принятие перевозчиком на станции отправления груза вместе с железнодорожной накладной [6]. Теоретически мы согласны с данным утверждением, однако, в соответствии со ст. 30 УЖТ РФплата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся платежи должны вноситься грузоотправителем до момента принятия груза к перевозке, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Нельзя обойти вниманием юридическое значение грузовой квитанции, выдаваемой перевозчиком по факту приёма груза к перевозке. Некоторые авторы утверждают, что квитанция о приёме груза, наряду с транспортной железнодорожной накладной, составляетписьменную форму договора железнодорожной перевозки грузов. По мнению Е. В. Кашкиной, «это необоснованная переоценка роли квитанции в оформлении данного договора» Мы разделяем данную точку зрения, определяя грузовую квитанцию как юридический документ, подтверждающий приём перевозчиком груза к перевозке от отправителя, которому она выдаётся.

Действительно, содержание ч. 4 ст. 25 УЖТ РФ предусматривает, что главное назначение квитанции — подтвердить факт принятия перевозчиком груза от грузоотправителя и тем самым факт заключения договора перевозки (так как данный договор реальный).

Что касается значения дорожной ведомости, то думается, что она является внутренним документом, используемым перевозчиком. Составляется данный документ без участия отправителя груза и не имеет договорного значения. Лишь грузополучатель при получении груза расписывается в корешке дорожной ведомости. По своей правовой природе дорожную ведомость можно характеризовать как расчётно-финансовый документ, который содержит данные о сроке доставки груза и календарные штемпели промежуточных станций.

Таким образом, документальная основа договора перевозки грузов имеет особую значимость и способна обеспечить строго регламентированные правила перевозки.

  1. Долинская В. В. Транспортные договоры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8. С. 3–8.
  2. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Юрист, 2015.
  3. Иванова М. В., Трофимов С. В. Правовая ответственность за простой железнодорожных вагонов. // Транспортное право. — 2015. — № 1. — С. 15–19.
  4. Кашкина Е. В., Хандогина А. В. К вопросу о договоре перевозки грузов: понятие, виды, особенности применения. // Транспортное право. — 2014. — № 3. — С. 9–13.
  5. Комментарий к транспортному Уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Т. Е. Абовой, В. Б. Ландреса. М.: Статут, 2015.
  6. Корякин В. М. К вопросу об институционализации транспортного права в качестве комплексной отрасли российской правовой системы. // Транспортное право. — 2015. № 2. — С. 10–13.

Похожие статьи

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным.

Так основными субъектами договора перевозки грузов автомобильным транспортом, участвующими в его заключении и наделенными конкретными правами и обязанностями принято считать перевозчика и грузоотправителя.

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Согласно ст. 785 перевозчик по договору перевозки грузов обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Особенности договора перевозки груза автомобильным.

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов

Начиная с момента принятия груза перевозчиком от грузоотправителя, договор может считаться заключенным и быть.

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору.

Следовательно, в случае, когда контрагентом грузоотправителя в договоре-заявке указана одна масса груза, а по факту прохождения весовых контролей она оказывается иной и превышает допустимо возможную, перевозчик вправе привлечь к.

Особенности ведения бухгалтерского учета и документального.

Данные накладные подтверждают факт заключения договора перевозки груза. Транспортную накладную необходимо выписывать в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя, которым в случае транзитной торговли является поставщик.

Особенности договора транспортной экспедиции

Основной задачей является сохранность груза, качество самой перевозки, в части скорости передвижения, сумма денежных расходов, используемые транспортные средства и иное. В раде случаем грузоотправителям целесообразно заключать именно договор транспортной.

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по.

Проблемы заключения публичного договора перевозки. Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.

Основания и размер ответственности экспедитора по договору.

Особенности договора перевозки груза автомобильным. Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Проблемы заключения публичного договора перевозки.

Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.

Единственным документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки с перевозчиком является билет, поскольку согласно п. 2 ст.

Чем подтверждается заключение договора перевозки груза?

С какого момента договор перевозки грузов считается заключенным

Договор перевозки груза представляет собой один из видов договора перевозки, объектом транспортировки которого выступают товары, вещи и др. имущество — груз.

Общие правила перевозки регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и специальными законами — в части особенностей перевозки конкретным типом транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ (далее — ВК РФ), законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ и др.

Читать еще:  На какой срок можно сделать временную прописку

Сторонами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик — лицо, осуществляющее транспортировку груза, в установленных случаях имеющее специальную лицензию на перевозку;
  • отправитель груза — лицо, передающее имущество перевозчику и оплачивающее его услуги.

Как правило, договор перевозки грузов считается заключенным с момента получения перевозчиком заказа (погрузки имущества) и оформления сопутствующих транспортных документов, например при автомобильной перевозке (п. 6 правил перевозок груза автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Исключением является перевозка груза морским или воздушным транспортом с арендой целого судна или его части (чартер). Такой договор признается заключенным после согласования сторонами всех существенных условий перевозки.

Подробнее о существенных условиях договора перевозки груза рассказывается в статье Договор перевозки груза — существенные условия, образец.

Чем подтверждается факт заключения договора перевозки груза, чем удостоверяется заключение договора перевозки вещей с пассажиром

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается перевозочными документами согласно транспортному законодательству. К таким документам относятся:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Транспортная накладная используется на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте. Накладная, равно как и остальные перевозочные документы, выражает письменную форму договора перевозки груза и включает все его необходимые условия.

Как правило, накладная содержит следующие сведения:

  • адрес отправки и доставки груза;
  • данные об отправителе и получателе груза;
  • информацию о перевозимом имуществе: наименование, количество, массу и др.;
  • сведения о документах, которые являются приложениями к накладной (сертификатах и пр.);
  • информацию о ходе перевозки груза и др. сведения.

Если груз следует не самостоятельно, а с пассажиром в пассажирском или почтово-багажном поезде, такому грузу присваивается один из следующих статусов:

  • ручная кладь (ее параметры установлены п. 37 правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, далее — правила № 111), которая вносится в поезд по билету пассажира;
  • багаж (параметры см. в п. 129 правил № 111), на который оформляется багажная квитанция.

Материальные ценности, следующие в пассажирских или почтово-багажных вагонах, но не связанные с пассажирским билетом, именуются грузобагажом. Таковой принимается к перевозке по письменному заявлению отправителя. Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец) .

При каких случаях договор перевозки оформляется с помощью коносамента

Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при внутренних и международных перевозках морским видом транспорта.

Коносамент, будучи по своей правовой природе ценной бумагой, имеет стандартную форму, установленную международной практикой. Порядок оформления и выдачи коносамента регулируется следующими документами:

  • ГК РФ;
  • Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ);
  • Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, от 25.08.1924;
  • Конвенцией ООН о морской перевозке грузов от 30.03.1978;
  • Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс).

Коносамент содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, портах погрузки и выгрузки, перевозимом имуществе, времени и месте оформления документа и другие данные.

ВАЖНО! При возникновении у перевозчика убытков вследствие некорректности указанных в коносаменте сведений отправитель груза обязан их возместить (п. 2 ст. 142 КТМ РФ).

Выделяются следующие виды коносамента:

  • именной (на конкретного получателя);
  • ордерный (по приказу отправителя или получателя);
  • предъявительский (который в простой форме вручается отправителю).

Таким образом, заключение договора перевозки подтверждается перевозочными документами (транспортная накладная, коносамент). Помимо удостоверительной функции, данные документы также позволяют их владельцу распоряжаться транспортируемым грузом.

Какими документами подтверждается оказание услуг по перевозке груза.

Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.

В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.

Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?

Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются Главой 40 Гражданского Кодекса РФ . Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК РФ).

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «Отранспортно-экспедиционной деятельности», другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.

При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.

Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.

Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, «идут навстречу» пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.

Рассмотрим порядок оформления таких документов.

Товарно-транспортная накладная или ТТН

Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (Форма 1- Т), утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление). Согласно этому Постановлению применять унифицированную Форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.

В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.

Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе «Плательщик» товарного раздела ТТН и в графе «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Так, заказчиком заполняются отрывные талоны путевого листа, которые служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику перевозки. К счету на оплату услуги по перевозке груза прилагается соответствующий отрывной талон. При этом сам путевой лист, в котором повторяются идентичные талону заказчика записи о времени работы автомобиля у заказчика, остается у перевозчика.

Отметим, что в талоне заказчика в графе Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.

И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?

Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.

Читать еще:  Увольнение после испытательного срока по инициативе работодателя

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

— талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;

— акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.

Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.

Каким документом подтвердить перевозку груза (товарной накладной или ТТН)?

В настоящее время действует и транспортная накладная, предусмотренная Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, и Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, предусмотренная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997.

Можно ли руководствоваться письмом ФНС России N ЕД-4-3/4681@ от 21.03.2012 и принимать в целях налогообложения прибыли транспортные расходы на основании либо ТТН, либо транспортной накладной?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, организация вправе руководствоваться рекомендациями ФНС России при признании в целях налогообложения прибыли транспортных расходов, документально подтвержденных либо товарной накладной, либо ТТН.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Отметим, что НК РФ не определяет конкретный перечень и порядок составления документов, необходимых для подтверждения расходов. Систематизированные материалы по документированию операций при транспортировке товаров содержит лишь письмо ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660. Как следует из указаний налоговых органов, в перечень документов, оформляемых при оплате услуг автомобильных перевозчиков, входят договор перевозки и заявка на перевозку грузов автомобильным транспортом (приложение к договору).

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные настоящим пунктом.

Для расчетов за перевозки автомобильным транспортом наряду с учетом движения товарно-материальных ценностей постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» предназначена Товарно-транспортная накладная формы N 1-Т (далее — ТТН).

ТТН составляется в четырех экземплярах, один из которых организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта. Следовательно, транспортная накладная может являться документальным подтверждением осуществленных транспортных расходов.

Необходимость использования транспортной накладной при перевозке груза установлена п. 2 ст. 785 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) и п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила). При этом транспортная накладная подтверждает факт заключения договора перевозки. Согласно ст. 8 Устава груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки груза не принимается (письмо Минтранса России от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис).

Транспортная накладная, форма которой утверждена Правилами, определяет условия перевозки груза, в том числе стоимость услуг перевозчика. Кроме того, форма транспортной накладной содержит все необходимые реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, а именно:

— дату составления документа;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные подписи указанных лиц.

Таким образом, транспортная накладная также может являться документом, подтверждающим осуществление транспортных расходов. Причем, поскольку транспортной накладной подтверждается заключение договора перевозки, в данном случае можно говорить о соответствии указаниям ФНС России в письме от 21.08.2009 N ШС-22-3/660.

Существующие разъяснения представителей финансового ведомства по вопросу применения ТТН и товарной накладной в целях подтверждения транспортных расходов неоднозначны. В отдельных письмах представители Минфина России говорят об обязательном заполнении и ТТН, и транспортной накладной, поскольку назначение их различно (письма Минфина России от 27.02.2012 N 03-03-06/1/99, от 27.02.2012 N 03-03-06/1/105, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/745). В то же время четкого ответа, можно ли в целях налогообложения прибыли подтвердить транспортные расходы одним из указанных документов, а отсутствие любого из них не позволит признать расходы, письма Минфина России не дают.

В других письмах, в том числе более ранних, Минфин России сообщает, что затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и ТТН (письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499 и другие). Указанная формулировка позволяет трактовать вывод Минфина России как возможность применять любой из указанных документов по выбору налогоплательщика*(1).

Именно на такое мнение финансистов ссылается и ФНС России в письме от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@ «По вопросу документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом» (далее — письмо ФНС России). В своем письме представители налоговых органов указали, что НК РФ для подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не устанавливает обязанности наличия обоих документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этой связи документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, может быть любой из двух документов, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации: либо ТТН, либо транспортная накладная.

Причем данное письмо ФНС России должно быть доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Отметим, что и до выхода письма ФНС России контролирующие органы разрешали для подтверждения транспортных расходов использовать один из рассматриваемых документов. Логика налоговиков такова, что транспортная накладная, по сути, является аналогом транспортного раздела ТТН, следовательно, для целей налогообложения прибыли документальным подтверждением расходов в виде стоимости реализованного (приобретенного) товара и расходов на его доставку могут являться товарная накладная (форма ТОРГ-12) и транспортная накладная (письма УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 N 16-15/093512@, от 29.08.2011 N 16-15/083462@). А ввиду того, что ТТН не отменена, ее применение для подтверждения транспортных расходов также не исключено (письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 N 16-15/105706@). Заметим, что в последнем приведенном письме московские налоговики применили ту же формулировку, как и в письмах Минфина России: «затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки могут быть подтверждены как транспортной накладной, так и накладной по форме N 1-Т».

На основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, являются обстоятельствами, исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (п. 35 постановление Пленума ВАС России от 28.02.2001 N 5, определение ВАС России от 15.06.2009 N 7202/09).

В то же время, как сообщается финансовым ведомством, его письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России (письма Минфина России от 21.09.2010 03-02-08/51, от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138). Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области. Причем письма Минфина России не обязательны к исполнению и налоговыми органами, если непосредственно не адресованы в ФНС России, как указано в пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, организация вправе руководствоваться письмом ФНС России при признании в целях налогообложения прибыли транспортных расходов, документальным подтверждением которых является либо ТТН, либо транспортная накладная.

Поскольку в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах лежит на налоговых органах, следование рекомендациям именно контролирующих органов, по нашему мнению, имеет минимальные риски.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

30 марта 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Подтверждаем транспортные расходы (А.О. Егорова, «Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2011 г.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector