Содержание

Чем регламентируется заключение договора на проведение аудита

Порядок заключения договора на проведение аудита (нюансы)

Подготовка к проведению аудита

Ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ для ряда организаций предусмотрено проведение аудита в обязательном порядке. Кроме обязательного аудита существует т. н. добровольный аудит, когда руководство какого-либо предприятия решает провести его по личной инициативе.

Поначалу (стандартно) происходит обмен письмами: аудируемое лицо ставит задание аудитору, а тот выражает свое согласие на его выполнение в письме-соглашении (Приложение №1 к МСА 210). При этом в ответном письме аудитор уточняет, что является целью проведения аудита, каковы его (аудитора) права и обязанности, объем аудита и т. д. Получатель письма подписывает его и направляет экземпляр аудитору.

Аудитор проводит небольшое исследование, изучает характер деятельности организации, определяет объем предстоящей работы. Также он решает, есть ли необходимость в привлечении сторонних специалистов, рассчитывает стоимость и сроки выполнения работ. Все это указывается в письме, отправляемом заказчику.

После подготовки происходит собственно заключение договора.

Как заключается договор с аудитором или аудиторской компанией

Приняв решение о проведении аудита, руководство аудируемой организации вместе с аудитором должны согласовать все основные условия, на основании которых он должен его проводиться, и отразить их в подписываемом договоре (п.3 МСА 210).

В последней редакции закона № 307-ФЗ произошла замена формулировки «проведение аудита» на «оказание аудиторских услуг». Подробнее об этом читайте в статье «Последние изменения в ФЗ об аудиторской деятельности».

Вывод! Таким образом, договор на проведение аудита в настоящее время не заключается, вместо него подписывается договор на оказание аудиторских услуг.

Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 09.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н, оперируют термином «аудиторское задание».

Важно! С 12.02.2019 вместо приказов № 207н и № 192н действует приказ Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н.

Чем отличается договор на проведение аудита от договора на оказание аудиторских услуг

Основная разница между договором на проведение аудита (ДПА) и договором на оказание аудиторских услуг (ДОАУ) состоит в том, что 1-й является договором подряда, а 2-й — договором возмездного оказания услуг. Отсюда вытекают разные правовые последствия и порядок принятия работы.

  1. Качество работы по ДПА мог оценивать заказчик. Качество же услуг по ДОАУ контролирует СРО аудиторов и Минфин России.
  2. Независимо от результата работы по ДОАУ заказчик обязан оплатить услуги в определенные договором сроки.
  3. Обязанность по сохранности документов по ДОАУ остается за заказчиком, по ДПА эта обязанность переходила к аудитору.
  4. По умолчанию исполнитель по ДОАУ обязан оказывать услуги лично, привлечение других лиц может быть предусмотрено отдельным пунктом.

Если в ДПА прямо не была указана личная обязанность аудитора по проведению аудита, то право на привлечение субподрядчика имелось по умолчанию, хотя и реализовывалось с согласия заказчика.

  1. По ДОАУ любая из сторон вправе отказаться от выполнения своих обязанностей в одностороннем порядке с соответствующим возмещением со стороны инициатора. По ДПА от договора мог отказаться только заказчик, возместив при этом исполнителю часть расходов.
  2. В результате ДПА как договора подряда оформлялся акт приема-передачи. Результатом ДОАУ является аудиторское заключение.

Определенно ДОАУ более удобен для аудитора, чем ДПА.

Положения, содержащиеся в договоре на оказание аудиторских услуг

Существенными условиями ДОАУ являются:

  • предмет договора;
  • цена и порядок расчетов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2015 № Ф05-16849/2015).

Предметом ДОАУ выступает проведение аудита и сопутствующих ему услуг, т. е. одна сторона поручает, а другая берет на себя обязанность оказать аудиторские услуги. Также в состав предмета входит, за какой период деятельности заказчика проводится аудит, вид аудита и сопутствующие ему услуги.

Срок оказания услуги обычно не признается существенным условием (п. 8 информационного письма президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165).

Кроме того, в ДОАУ указываются:

  • права и обязанности сторон;
  • условия оказания услуг;
  • ответственность сторон.

Согласно п.6b МСА 210, к числу обязательных условий относится получение согласия руководства на обеспечение аудитора:

  • доступом ко всей информации, которая имеет значение для отчетности;
  • дополнительной информацией, которую аудитор может запросить для целей аудита;
  • неограниченной возможностью информационного взаимодействия с лицами внутри организации, от которых аудитор считает необходимым получить аудиторские доказательства.

Аудитору может понадобиться помощь других аудиторов, в т. ч. внутренних. Вопрос об их привлечении также решается в рамках подписываемого ДОАУ.

ДОАУ может предусматривать информирование о наличии риска необнаружения каких-либо ошибок в документах по причине выборочности применяемых аудитором процедур.

При желании сторон в ДОАУ указываются цель, объем, порядок и другие условия проведения аудита, нормативные акты, которыми руководствуется аудитор, и т. д.

Часть перечисленной информации может быть приведена в предварительных письмах, которые прикладываются к подписываемому ДОАУ.

Основные условия договора на оказание аудиторских услуг

Права и обязанности сторон аудита четко прописаны в законе № 307-ФЗ. В ДОАУ можно продублировать основные положения.

Обязанностью заказчика является предоставление по запросу аудитора условий, информации, документации. Аудитор, соответственно, должен провести аудит и выразить экспертное мнение по поводу достоверности и соответствия финансовой отчетности действующему законодательству.

Ст. 13 и 14 закона № 307-ФЗ, содержащие перечень прав и обязанностей сторон, предусматривают открытость данного перечня, то есть возможность предусмотреть дополнительные права и обязанности в самом договоре.

Что касается стоимости работ и порядка расчетов, должны быть четко указаны:

  • порядок определения стоимости (почасовая оплата или оказание услуг в целом);
  • размер аванса (предоплаты), если он есть;
  • окончательная сумма договора;
  • порядок оплаты (частями или единовременно, наличными деньгами или безналичным переводом);
  • срок, в течение которого происходит оплата.

Ответственность сторон отношений по проведению аудита

Со стороны аудитора ответственность наступает:

  • при нарушении сроков выполнения аудиторских услуг или предоставления аудиторского заключения;
  • разглашении сведений, являющихся коммерческой тайной;
  • невыполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей.

Ответственность выражается в виде возмещения нанесенного ущерба или нарушения сроков.

За фальсификацию документов, предоставление заведомо ложного аудиторского заключения предусмотрена уголовная ответственность.

Со стороны аудируемого лица ответственность может быть:

  • при совершении действий, в результате которых аудитору был нанесен имущественный или неимущественный ущерб;
  • неоплате оказанных аудиторских услуг;
  • невыполнении обязанностей, предусмотренных ДОАУ.

В самом договоре могут быть прописаны штрафные санкции за нарушение его условий.

Другие условия договора на аудиторские услуги

В п. 10 МСА 210 содержатся рекомендации об условиях, которые целесообразно включить в рассматриваемый договор:

  • цель оказания услуг;
  • объем аудита;
  • обязанности аудитора;
  • обязанности руководства аудируемого юрлица;
  • ссылку на форму заключения и др.

В ДОАУ может быть включен пункт о сохранении конфиденциальности полученной информации.

При подписании ДОАУ стороны определяют порядок расторжения договора в одностороннем порядке, порядок разрешения споров (путем переговоров, переписки, обращения в суд).

Стороны согласуют вопрос о последствиях ДОАУ при наступлении форс-мажорных ситуаций.

В ДОАУ прописываются реквизиты сторон и указывается число экземпляров договора.

Договор может быть подписан для разового проведения аудита или на долгосрочную перспективу.

Договор может состоять из несколько разделов. Содержание его отдельных пунктов можно раскрыть на графиках, в планах, дополнительных соглашениях и других документах, которые впоследствии будут прикладываться к ДОАУ и считаться его неотъемлемой частью.

О том, что такое аудит и для чего он нужен, читайте в статье «Аудиторская деятельность — это. ».

Аудит проводится в несколько этапов. Поначалу происходит подготовка, которая включает в себя обмен письмами между аудитором и аудируемым лицом. Затем происходит согласование всех существенных моментов и подписание договора.

В настоящее время для проведения аудита стороны заключают договор на оказание аудиторских услуг (ранее это был договор на проведение аудита). Ему присущи все черты договора возмездного оказания услуг. Существенными условиями являются предмет, сроки оказания услуг, цена и порядок расчетов.

«Подводные камни» аудиторского договора

В настоящее время можно говорить, что в России уже сформировался рынок аудиторских услуг.

Правовую базу для регулирования отношений в сфере аудиторской деятельности составляет Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. (далее – Закон об аудите), в соответствии с которым аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Т.е. сущность аудиторской услуги заключается в анализе информации (данных), содержащейся в документах финансовой (бухгалтерской) отчетности, на их соответствие законодательству РФ.
Взаимоотношения аудитора, аудиторской фирмы с клиентом ­оформляются аудиторским договором.

Отметим, что еще до подготовки самого договора аудитор должен получить возможность ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить информацию, необходимую и достаточную для составления в дальнейшем аудиторского заключения. Таким образом, подготовка аудиторского договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью компании и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг, поскольку аудитор должен иметь определенный объем информации, необходимой для проведения аудиторской проверки.

Обращаем особое внимание заказчика!

На практике нередки случаи, когда руководство заказчика (проверяемой организации) под аудиторской проверкой понимает исключительно подтверждение аудитором достоверности сведений в налоговых декларациях. А при обнаружении в них ошибок (после подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности) аудитор, по мнению заказчика, должен будет, как страховая фирма, возместить экономическому субъекту все понесенные убытки в виде штрафных санкций и пени. На момент заключения аудиторского договора заказчик должен быть «во всеоружии»: он должен четко представлять, что результатом аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и предоставление аудиторского заключения, в аналитической части которого рассмотрены существенные упущения в системе ведения бухгалтерского учета и даны рекомендации по их устранению. Бухгалтер организации (заказчика) обязан проанализировать все имеющие место хозяйственные операции и внести исправления в отчетность за все отчетные периоды.

Поэтому мы рекомендуем заказчику перед заключением аудиторского договора составить и согласовать с аудитором предварительное письмо о проведении аудита, которое может являться и сопроводительным письмом к самому аудиторскому договору.

Такое письмо помогает избежать возможного неправильного понимания условий аудиторского договора, поскольку, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (далее – ФПСАД), оно содержит следующие обязательные реквизиты:

  • объект и цель аудиторской проверки;
  • законодательные и нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит;
  • форма отчетности аудиторской организации;
  • ответственность аудиторской организации;
  • наличие аудиторского риска;
  • обязательства экономического субъекта по предоставлению аудиторам свободного доступа к информации и неоказанию на них давления.

Что запишем в договоре?

Сторонами договора являются исполнитель и заказчик.

Исполнитель – это аудиторская организация или аудитор.

Заказчик – это аудируемое лицо (юридическое лицо или ­индивидуальный предприниматель), заключившее аудиторский договор.

Существенными условиями аудиторского договора являются предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты. ФПСАД содержит правила, регулирующие аудиторскую деятельность в России, согласно которым в указанный договор необходимо включать следующие существенные условия:

  • условия оказания услуг (цель оказания услуг, объект аудита, этапы и сроки проведения проверки);
  • документы, составляемые аудитором по результатам проверки (отчет, аудиторское заключение), порядок и сроки их передачи заказчику;
  • права и обязанности аудитора;
  • права и обязанности заказчика;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешения споров.
Читать еще:  В какой срок возбуждается исполнительное производство

1. Предмет договора

По договору возмездного оказания аудиторских услуг исполнитель обязуется оказать аудиторские услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Предметом договора оказания аудиторских услуг является проведение аудиторской проверки и оказание сопутствующих услуг (постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности; налоговое, бухгалтерское, правовое и управленческое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков, а также оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью).

Отметим, что при заключении договора сторонам необходимо обговорить весь перечень услуг, входящих в предмет договора, т.к. условие о предмете относится к числу существенных условий договора оказания аудиторских услуг.

2. Сроки выполнения работ

Устанавливаются исходя из перечня услуг по взаимному согласию сторон.

3. Права и обязанности сторон

Основные права и обязанности сторон аудиторского договора ­установлены Законом об аудите.

  • осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • предоставлять по требованию заказчика необходимую информацию о требованиях действующего законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудитора;
  • в срок, установленный аудиторским договором, передать аудиторское заключение заказчику;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия заказчика и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;
  • рассматривать обстоятельства, указывающие на возможные существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок;
  • исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных аудиторским договором, и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью заказчика, а также аудитор (исполнитель) вправе отказаться от проведения аудиторской проверки в случаях:

  • непредставления заказчиком всей необходимой документации;
  • выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности заказчика.

Заказчик по аудиторскому договору обязуется:

  • создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки (предоставлять ему информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц) и осуществлять содействие аудитору в своевременном и полном проведении аудиторской проверки;
  • своевременно оплачивать услуги аудитора (исполнителя);
  • не предпринимать никаких действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки, а также устранять нарушения правил ведения ­бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При проведении аудиторской проверки заказчик вправе:

  • получать от аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудитора;
  • получать от аудитора аудиторское заключение в срок, определенный аудиторским договором;
  • обращаться в Минфин России, а также в исполнительные органы профессиональных аудиторских ассоциаций с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями законодательных и других нормативных актов, а также профессиональных этических ­принципов аудита;
  • осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Закона об аудите).

4. Стоимость работ и порядок расчетов

Второе существенное условие аудиторского договора, включающее:

  • либо четкое определение сторонами цены;
  • либо определение сторонами и четкого размера оплаты аудиторских услуг, и дополнительной оплаты при дополнительных расходах.

Необходимо знать! Для проведения проверки аудитор может привлекать сторонних специалистов (например, экспертов, оценщиков), а это всегда влечет дополнительные расходы. Поэтому такие действия аудитор вправе производить лишь с согласия заказчика;

  • либо в договоре фиксируется ориентировочная стоимость аудиторской проверки (или стоимость человеко-дня работы) и предполагается, что окончательная цена будет установлена в дополнительном протоколе (являющемся неотъемлемой частью договора), исходя из фактически осуществленных затрат.

Сразу оговоримся, что для заказчика более предпочтительным является первый вариант, не связанный с дополнительными расходами или ­увеличением договорной цены.

В этом же пункте договора, по нашему мнению, не лишним было бы ­отметить условия оплаты:

  • либо это 100%-я предоплата;
  • либо это частичная предоплата с оплатой оставшейся части ­по окончании работ;
  • либо оплата по окончании работ.

Заказчику, на наш взгляд, более всего подходит последний вариант, который необходимо согласовать с аудитором.

5. Порядок приемки работ

Результатом аудиторской проверки является заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора). Это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности заказчика, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Он должен содержать выраженное в установленной форме мнение аудитора (исполнителя) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности заказчика и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета действующему законодательству ­Российской Федерации.

6. Ответственность сторон

Согласно ст. 21 Закона об аудите при заключении аудиторского договора аудитору (исполнителю) необходимо знать и учитывать следующие степени ответственности:

а) за использование аудитором (исполнителем) своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

б) за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а также за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;

в) за составление заведомо ложного аудиторского заключения, которым является аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки, Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности без государст­венной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет административную ответственность (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения любой из сторон договора оказания аудиторских услуг наступает гражданско-правовая ответственность.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков или уплаты неустойки, если законом или ­аудиторским договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Заказчику важно знать! При заключении аудиторского договора он может настаивать на включении в раздел «Ответственность Сторон» пункта об обязанности возмещения аудитором (исполнителем) понесенных заказчиком убытков (штрафов, обоснованно начисленных налоговой инспекцией, обнаружившей существенные ошибки и нарушения в проверенном аудитором периоде), возникших по вине аудитора. Данный пункт дает заказчику право требовать от аудитора (исполнителя) возмещения ущерба в случае неквалифицированной проверки.

7. Условия соблюдения коммерческой тайны

Поскольку аудиторская деятельность связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков, встает вопрос относительно конфиденциальности информации, полученной в ходе аудиторской проверки. Поэтому в договоре должен быть четко определен объем информации, которую аудируемое лицо предоставляет аудиторам; в том числе необходимо особо оговорить, какие сведения ­составляют коммерческую тайну, т.е. являются конфиденциальными.

Письменная информация может быть передана только: лицу, подписавшему договор на аудит; лицу, прямо указанному в договоре как получатель письменной информации; любому другому лицу при наличии письменного указания лица, подписавшего договор.

8. Порядок разрешения споров

Споры по аудиторским договорам преимущественно разрешаются в несудебном порядке путем переговоров, но в случае особых разногласий применяются стандартные процедуры, предусмотренные законодательством.

Кроме названных обязательных пунктов, в текст договора ­в соответствии с пожеланиями Сторон могут быть включены:

а) примерный календарный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы аудиторов;

б) общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;

в) уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

г) согласие экономического субъекта на использование результатов, полученных предшествующей аудиторской организацией;

д) указания по ограничению ответственности аудиторской организации;

е) порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе оказания аудиторских услуг;

ж) условия дальнейшего развития договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

Итак, сделаем вывод. Для того чтобы аудитор более точно и полно вынес аудиторское заключение с соблюдением существующих неточностей и ошибок в отчетности заказчика (в случае их обнаружения), а также с указанием способов их поправок, необходимо соблюсти вышеперечисленные условия формы и содержания аудиторского договора. Примерная форма договора на оказание аудиторских услуг приведена ниже.

Заключаем договор на проведение аудита

Подбором аудитора многие компании озаботились лишь в период подготовки годовой бухгалтерской отчетности. При этом некоторые руководители не подозревают, что по данному вопросу необходимо руководствоваться особыми предписаниями законодателя. Несоблюдение требований закона к порядку заключения договора с аудитором может повлечь спор о недействительности сделки. Оказывается, руководитель хозяйственного общества не вправе выбирать аудитора.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации относится к исключительной компетенции высшего органа корпорации – общего собрания ее участников. Правда, с оговоркой: если иное не предусмотрено законом.

Речь идет о назначении исполнителя для проведения аудита в нормативном значении этого термина – как проверки бухгалтерской отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Корпорациями же являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Не являются корпорациями такие юридические лица, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации.

Таким образом, в общем случае назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации (далее – аудитора) не входит в сферу полномочий руководителя (единоличного исполнительного органа) корпорации.

Страхуемся от споров

В силу пункта 1 статьи 173.1 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная без согласия органа юридического лица, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой. Сделка, которую мы обсуждаем в статье, – договор с аудитором. На основании пункта 2 статьи 173.1 Гражданского кодекса договор может быть признан недействительным, если доказано, что другая сторона договора знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения договора необходимого согласия такого органа.

Что понимать под согласием – разъясняет пункт 55 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». А именно: согласно пункту 3 статьи 157.1 Гражданского кодекса согласие на совершение сделки может быть как предварительным, так и последующим (одобрение). Кроме того, в силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ является оспоримой и сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта.

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (п. 2 ст. 166 ГК РФ). Таким образом, третьи лица – например, налоговая инспекция, – не вправе ставить вопрос о недействительности договора с аудитором по причине отсутствия необходимого согласия высшего органа.

Читать еще:  Дачная амнистия как оформить дом в садоводстве

Таковы общие нормы гражданского законодательства. А теперь посмотрим, как они реализуются в законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц. Иными словами: какие оговорки содержат специальные законы?

Конкурсный порядок

В ряде случаев аудитор определяется на основании открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эти случаи перечислены в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ. В частности, конкурсный порядок обязаны соблюдать организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%. Чаще всего это публичные акционерные общества.

Общества с ограниченной ответственностью

Назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг относятся к компетенции общего собрания участников общества (подп. 10 п. 1 ст. 33 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Правда, эта компетенция не является исключительной. Устав ООО может наделить такими полномочиями совет директоров (наблюдательный совет) общества (подп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона № 14-ФЗ).

Из статьи 48 Закона № 14-ФЗ следует, что назначение аудиторской проверки следует отличать от привлечения аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества. «Привлечение» также производится по решению общего собрания участников общества. Однако если первое решение – о назначении проверки – определяет конкретные условия сделки, то второе – о привлечении аудитора – видимо, носит принципиальный характер. Дело в том, что в случаях обязательного аудита специального решения о привлечении аудитора не требуется.

Кроме того, аудиторская проверка может быть проведена по требованию любого участника общества выбранным им профессиональным аудитором. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона № 14-ФЗ).

Акционерные общества

Для всех без исключения акционерных обществ проведение аудита является обязательным (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Аудитор общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества на основании заключаемого с ним договора (ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Утверждение аудитора общества должно производиться на годовом общем собрании акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 54 Закона № 208-ФЗ). Таким образом, аудитор назначается заблаговременно – задолго до окончания отчетного года.

Итак, утверждение аудитора относится к компетенции общего собрания, что подтверждает пункт 1 (подп. 10) статьи 48 Закона № 208-ФЗ. А вот определение размера оплаты услуг аудитора находится в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (подп. 10 п. 1 ст. 65 Закона № 208-ФЗ). Однако в обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (п. 1 ст. 64 Закона № 208-ФЗ).

В итоге руководитель АО, заключая договор с аудитором, лишь реализует решения, принятые вышестоящими органами общества. Это оговорено и прямо – пунктом 2 статьи 86 Закона
№ 208-ФЗ.

Последствия несоблюдения требований Закона № 208-ФЗ иллюстрирует постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.01.2001 № Ф04/104-1436/А45-2001. В нем рассмотрен иск аудитора о неполной оплате оказанных аудиторских услуг. Согласно договору цена услуг составляла 600 000 рублей, но заказчик (акционерное общество) добровольно оплатил ее лишь наполовину. Взыскать с него оставшуюся половину не удалось, поскольку размер оплаты услуг аудитора не был определен советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. Аналогичные решения вынесены постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.2006 № Ф04-7678/2006(28529-А45-11 и ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 по делу № А17-122-123/1-2008.

Между тем в определении ВАС РФ от 28.12.2012 № ВАС-17441/12 представлена иная позиция. Судьи указали, что нормы части 2 статьи 86 Закона № 208-ФЗ установлены для гарантии обеспечения прав участников общества на участие в управлении и осуществление контроля над деятельностью общества. Если же нарушения указанных прав не произошло, то ссылка обществом на часть 2 статьи 86 Закона № 208-ФЗ направлена на уклонение от оплаты фактически оказанных и принятых услуг аудитора. Такую «политику» высшие арбитры не поддержали. Как видно, единообразная практика не сложилось.

Попутно разберем актуальный вопрос: поскольку для АО аудит отчетности обязателен и притом его стоимость определяется заблаговременно, до заключения договора, следует ли бухгалтеру признавать соответствующее оценочное обязательство? Наш ответ будет отрицательным.

Дело в том, что обязанность заключения договора не является следствием прошлых событий хозяйственной жизни акционерного общества (подп. «а» п. 5 ПБУ 8/2010). То есть такая обязанность не вытекает из деятельности общества, не возникает как результат его хозяйственной деятельности. Кроме того, отсутствие аудиторского заключения не грозит обществу чрезмерными штрафами (согласно ст. 19.7 КоАП РФ – от 3000 до 5000 рублей).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Обратимся к Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». На основании статьи 20 (подп. 16 п. 1) Закона № 161-ФЗ только собственник имущества унитарного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обратите внимание: названная статья устанавливает ограничение лишь в отношении аудиторских проверок и не распространяется на договоры оказания сопутствующих аудиту услуг.

Примерный договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (одобрен Советом по аудиторской деятельности 18 сентября 2014 года, протокол № 14) представлен на официальном сайте Минфина России.

С другой стороны, на основании части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ определение аудитора государственного или муниципального унитарного предприятия осуществляется путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Как разрешить противоречие между положениями Закона № 161-ФЗ и Закона № 307-ФЗ в вопросе аудита?

В подобных ситуациях следует руководствоваться общеправовым правилом разрешения коллизий во внутреннем праве – «приоритет специальной нормы перед общей» (lex specialis derogat lex generalis). Его нужно понимать так, что для регулирования отношений, в которых реализуется исключительный государственный интерес, законодатель специально устанавливает материально-правовую норму прямого действия. Таковую норму содержит закон об аудиторской деятельности – № 307-ФЗ.

Некоммерческие организации

Статья 29 (п. 3) Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что утверждение аудитора относится к исключительной компетенции высшего органа управления НКО. Для автономных НКО, некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) руководитель заведомо не является высшим органом управления (п. 1 ст. 29 Закона № 7-ФЗ).

Налоговые риски

При несоблюдении требований закона о согласованиях условий договора с аудитором существует риск непризнания этих расходов в целях налогообложения прибыли. Но риск этот скорее формальный. Поясним, почему.

С одной стороны, в силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством.

С другой стороны, на основании статьи 313 Налогового кодекса РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы. Договор первичным учетным документом не считается.

P.S. Надеемся, что наша обзорная статья поможет избежать затруднительных ситуаций.

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Аудиторские фирмы будут обязаны сообщать в РФН о заключении договоров с ОЗХС

Кроме того, планируется ввести обязанность аудиторских организаций предоставлять помещение для проверки в рамках внешнего контроля качества работы. Некоторым образом расширится перечень случаев обязательного аудита. Эти и другие изменения предусмотрены законопроектом, направленным на регулирование проведения проверок со стороны Росфиннадзора.

На портале правовой информации правительства размещен текст законопроекта, направленного, среди прочего, на снятие ограничений при проверках аудиторских организаций, проводимых Росфиннадзором.

В частности, именения будут вноситься в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Часть 4 статьи 1 данного закона содержит перечень видов контроля, для которых другими федеральными законами могут быть установлены требования в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Перечень, содержащийся в данной норме, предлагается дополнить видом контрольной деятельности «внешний контроль качества работы аудиторских организаций». Подробнее об этом мы сообщали ранее.

Само же описание процедур внешнего контроля качества работы аудиторских организаций войдет в сферу регулирования закона об аудиторской деятельности. В нем появится новая статья, посвященная проверкам со стороны Росфиннадзора в отношении аудиторских фирм, занимающихся аудитом так называемых общественно-значимых хозяйствующих субъектов.

В ней будет оговорена обязанность аудиторской компании сообщать в РФН о заключении (прекращении) договоров с такими субъектами на проведение обязательного аудита. Ненаправление такого уведомления при наличии соответствующих сомнений должностных лиц данного органа может стать основанием для проведения внеплановой проверки. Еще одним из таких оснований, помимо оговоренного в законе в настоящее время, будет также «истечение срока исполнения проверенной аудиторской организацией предписания, обязывающего такую аудиторскую организацию устранить выявленные нарушения по результатам внешней проверки качества ее работы и устанавливающего сроки устранения таких нарушений».

Сроки проведения проверок планируется установить такие: для малых аудиторских фирм — до 20 рабочих дней, для остальных — до 40. При этом будет возможно продление проверки еще на 20 рабочих дней, например, при необходимости проведения сложных экспертиз, или если в ходе проверки со стороны правоохранительных органов или из других источников получены новые данные о нарушениях. При непредставлении проверяемой фирмой необходимой документации течение срока проверки может быть приостановлено. Устанавливаются и другие основания для этого.

Частота проверок со стороны РФН будет определяться как «не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений о такой аудиторской организации в контрольный экземпляр реестра». В закон об аудиторской деятельности также впишут перечень мер воздействия, принимаемых РФН по итогам проверок. Что касается частоты проведения проверок со стороны СРО, в закон вносятся «косметические» правки.

Расширится круг обязанностей аудиторсикх фирм в части, касающейся проверок внешнего контроля качества их работы (ВККР). На данный момент установлена обязанность проходить его и представлять для него документацию. Власти намереваются заставить аудиторские организации предоставлять проверяющим также помещение.

Кроме того, расширяется перечень случаев обязательного аудита, который может проводиться только аудиторскими организациями (часть 3 статьи 5 закона об аудиторской деятельности). Планируется добавить в этот перечень аудит «хозяйственных товариществ и обществ с участием в их уставных (складочных) капиталах публично-правовых образований, государственных корпораций или государственных компаний. а также аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности унитарных предприятий, проводимый в случаях, определенных собственником имущества такого унитарного предприятия».

Читать еще:  Какой срок прописки после выписки

Предлагается установить, какие лица вправе обращаться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным (лица, которым адресовано аудиторское заключение; ЦБ; РФН; АСВ; иные лица).

В Совет по аудиторской деятельности планируется включить представителя «уполномоченного федерального органа по контролю и надзору». Вносятся и другие поправки.

«Подводные камни» аудиторского договора

  • Подкопалова Ж.А. | юрисконсульт налогового отдела

В заимоотношения аудитора, аудиторской фирмы с клиентом ­оформляются аудиторским договором.

Отметим, что еще до подготовки самого договора аудитор должен получить возможность ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить информацию, необходимую и достаточную для составления в дальнейшем аудиторского заключения. Таким образом, подготовка аудиторского договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью компании и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг, поскольку аудитор должен иметь определенный объем информации, необходимой для проведения аудиторской проверки.

Обращаем особое внимание заказчика!

На практике нередки случаи, когда руководство заказчика (проверяемой организации) под аудиторской проверкой понимает исключительно подтверждение аудитором достоверности сведений в налоговых декларациях. А при обнаружении в них ошибок (после подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности) аудитор, по мнению заказчика, должен будет, как страховая фирма, возместить экономическому субъекту все понесенные убытки в виде штрафных санкций и пени. На момент заключения аудиторского договора заказчик должен быть «во всеоружии»: он должен четко представлять, что результатом аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и предоставление аудиторского заключения, в аналитической части которого рассмотрены существенные упущения в системе ведения бухгалтерского учета и даны рекомендации по их устранению. Бухгалтер организации (заказчика) обязан проанализировать все имеющие место хозяйственные операции и внести исправления в отчетность за все отчетные периоды.

Поэтому мы рекомендуем заказчику перед заключением аудиторского договора составить и согласовать с аудитором предварительное письмо о проведении аудита, которое может являться и сопроводительным письмом к самому аудиторскому договору.

Такое письмо помогает избежать возможного неправильного понимания условий аудиторского договора, поскольку, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (далее – ФПСАД), оно содержит следующие обязательные реквизиты:

  • объект и цель аудиторской проверки;
  • законодательные и нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит;
  • форма отчетности аудиторской организации;
  • ответственность аудиторской организации;
  • наличие аудиторского риска;
  • обязательства экономического субъекта по предоставлению аудиторам свободного доступа к информации и неоказанию на них давления.

Что запишем в договоре?

Сторонами договора являются исполнитель и заказчик.

Исполнитель – это аудиторская организация или аудитор.

Заказчик – это аудируемое лицо (юридическое лицо или ­индивидуальный предприниматель), заключившее аудиторский договор.

Существенными условиями аудиторского договора являются предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты. ФПСАД содержит правила, регулирующие аудиторскую деятельность в России, согласно которым в указанный договор необходимо включать следующие существенные условия:

  • условия оказания услуг (цель оказания услуг, объект аудита, этапы и сроки проведения проверки);
  • документы, составляемые аудитором по результатам проверки (отчет, аудиторское заключение), порядок и сроки их передачи заказчику;
  • права и обязанности аудитора;
  • права и обязанности заказчика;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешения споров.

1. Предмет договора

По договору возмездного оказания аудиторских услуг исполнитель обязуется оказать аудиторские услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Предметом договора оказания аудиторских услуг является проведение аудиторской проверки и оказание сопутствующих услуг (постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности; налоговое, бухгалтерское, правовое и управленческое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков, а также оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью).

Отметим, что при заключении договора сторонам необходимо обговорить весь перечень услуг, входящих в предмет договора, т.к. условие о предмете относится к числу существенных условий договора оказания аудиторских услуг.

2. Сроки выполнения работ

Устанавливаются исходя из перечня услуг по взаимному согласию сторон.

3. Права и обязанности сторон

Основные права и обязанности сторон аудиторского договора ­установлены Законом об аудите.

  • осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • предоставлять по требованию заказчика необходимую информацию о требованиях действующего законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудитора;
  • в срок, установленный аудиторским договором, передать аудиторское заключение заказчику;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия заказчика и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;
  • рассматривать обстоятельства, указывающие на возможные существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок;
  • исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных аудиторским договором, и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью заказчика, а также аудитор (исполнитель) вправе отказаться от проведения аудиторской проверки в случаях:

  • непредставления заказчиком всей необходимой документации;
  • выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности заказчика.

Заказчик по аудиторскому договору обязуется:

  • создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки (предоставлять ему информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц) и осуществлять содействие аудитору в своевременном и полном проведении аудиторской проверки;
  • своевременно оплачивать услуги аудитора (исполнителя);
  • не предпринимать никаких действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки, а также устранять нарушения правил ведения ­бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При проведении аудиторской проверки заказчик вправе:

  • получать от аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудитора;
  • получать от аудитора аудиторское заключение в срок, определенный аудиторским договором;
  • обращаться в Минфин России, а также в исполнительные органы профессиональных аудиторских ассоциаций с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями законодательных и других нормативных актов, а также профессиональных этических ­принципов аудита;
  • осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Закона об аудите).

4. Стоимость работ и порядок расчетов

Второе существенное условие аудиторского договора, включающее:

  • либо четкое определение сторонами цены;
  • либо определение сторонами и четкого размера оплаты аудиторских услуг, и дополнительной оплаты при дополнительных расходах.

Необходимо знать! Для проведения проверки аудитор может привлекать сторонних специалистов (например, экспертов, оценщиков), а это всегда влечет дополнительные расходы. Поэтому такие действия аудитор вправе производить лишь с согласия заказчика;

  • либо в договоре фиксируется ориентировочная стоимость аудиторской проверки (или стоимость человеко-дня работы) и предполагается, что окончательная цена будет установлена в дополнительном протоколе (являющемся неотъемлемой частью договора), исходя из фактически осуществленных затрат.

Сразу оговоримся, что для заказчика более предпочтительным является первый вариант, не связанный с дополнительными расходами или ­увеличением договорной цены.

В этом же пункте договора, по нашему мнению, не лишним было бы ­отметить условия оплаты:

  • либо это 100%-я предоплата;
  • либо это частичная предоплата с оплатой оставшейся части ­по окончании работ;
  • либо оплата по окончании работ.

Заказчику, на наш взгляд, более всего подходит последний вариант, который необходимо согласовать с аудитором.

5. Порядок приемки работ

Результатом аудиторской проверки является заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора). Это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности заказчика, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Он должен содержать выраженное в установленной форме мнение аудитора (исполнителя) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности заказчика и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета действующему законодательству ­Российской Федерации.

6. Ответственность сторон

Согласно ст. 21 Закона об аудите при заключении аудиторского договора аудитору (исполнителю) необходимо знать и учитывать следующие степени ответственности:

  • а) за использование аудитором (исполнителем) своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;
  • б) за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а также за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;
  • в) за составление заведомо ложного аудиторского заключения, которым является аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки, Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности без государст­венной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет административную ответственность (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения любой из сторон договора оказания аудиторских услуг наступает гражданско-правовая ответственность.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков или уплаты неустойки, если законом или ­аудиторским договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Заказчику важно знать! При заключении аудиторского договора он может настаивать на включении в раздел «Ответственность Сторон» пункта об обязанности возмещения аудитором (исполнителем) понесенных заказчиком убытков (штрафов, обоснованно начисленных налоговой инспекцией, обнаружившей существенные ошибки и нарушения в проверенном аудитором периоде), возникших по вине аудитора. Данный пункт дает заказчику право требовать от аудитора (исполнителя) возмещения ущерба в случае неквалифицированной проверки.

7. Условия соблюдения коммерческой тайны

Поскольку аудиторская деятельность связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков, встает вопрос относительно конфиденциальности информации, полученной в ходе аудиторской проверки. Поэтому в договоре должен быть четко определен объем информации, которую аудируемое лицо предоставляет аудиторам; в том числе необходимо особо оговорить, какие сведения ­составляют коммерческую тайну, т.е. являются конфиденциальными.

Письменная информация может быть передана только: лицу, подписавшему договор на аудит; лицу, прямо указанному в договоре как получатель письменной информации; любому другому лицу при наличии письменного указания лица, подписавшего договор.

8. Порядок разрешения споров

Споры по аудиторским договорам преимущественно разрешаются в несудебном порядке путем переговоров, но в случае особых разногласий применяются стандартные процедуры, предусмотренные законодательством.

Дополнительные условия

Кроме названных обязательных пунктов, в текст договора ­в соответствии с пожеланиями Сторон могут быть включены:

  • а) примерный календарный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы аудиторов;
  • б) общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;
  • в) уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;
  • г) согласие экономического субъекта на использование результатов, полученных предшествующей аудиторской организацией;
  • д) указания по ограничению ответственности аудиторской организации;
  • е) порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе оказания аудиторских услуг;
  • ж) условия дальнейшего развития договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

Итак, сделаем вывод. Для того чтобы аудитор более точно и полно вынес аудиторское заключение с соблюдением существующих неточностей и ошибок в отчетности заказчика (в случае их обнаружения), а также с указанием способов их поправок, необходимо соблюсти вышеперечисленные условия формы и содержания аудиторского договора. Примерная форма договора на оказание аудиторских услуг приведена ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector