Содержание

С какого момента исчисляется срок административного задержания

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Срок административного задержания

Законодательство РФ допускает задержание человека на определённое время за совершение административных нарушений. Тем не менее, нужно знать о своих правах, условиях задержания и его допустимых сроках, чтобы избежать нарушения закона сотрудниками полиции.

Что такое административное задержание?

Административное задержание – это лишение свободы на непродолжительный срок в связи с нарушением закона или для выяснения обстоятельств содеянного.

Помимо этого, задержать могут граждан, которые представляют угрозу для других людей (пьяных, психически нездоровых и т.д.).

Кто может проводить административное задержание?

Такие полномочия есть только у представителей определённых служб:

  • Полицейских;
  • Работников ВАИ (по отношению к определённой категории нарушителей ПДД);
  • Пограничники и таможенники;
  • Работники ведомственной и вневедомственной охраны;
  • Военнослужащие;
  • Судебные приставы;
  • Работники наркоконтроля.
Читать еще:  Замена паспорта после 45 лет сроки

Для каждой из этих категорий госслужащих есть свои ограничения касательно административного задержания людей.

Срок административного задержания

Законом определён трёхчасовой срок задержания. Удерживать задержанного в течение более длительного времени можно только в следующих случаях:

  • При совершении ими нарушения в отношении Государственной границы РФ;
  • При нарушении таможенных правил, когда нужно установить личность нарушителя и обстоятельства случившегося;
  • Лиц, в отношении которого уже ведётся административное дело, и к ним можно применить только административный арест или выдворить их из РФ.

В этих случаях максимальный срок административного задержания может быть продлён до 2 суток. При этом сам задержанный имеет право просить сообщить своим родным или коллегам о задержании. Эта просьба должна быть удовлетворена.

Порядок задержания

После задержания гражданина должны как можно быстрее доставить в следственные органы. После его прибытия в течение не более трёх часов должен быть составлен протокол с объяснением основных прав задержанного:

  • Знать причину задержания и получить копию протокола;
  • Давать показания или отказаться от их дачи. В случае согласия дать показания, задержанному должны объяснить, что они могут быть использованы как доказательства по делу;
  • Пользоваться помощью адвоката в случае возбуждения уголовного дела или иных ситуациях, перечисленных в статьях УПК №91-92;
  • Представить доказательства своей невиновности;
  • Ходатайствовать;
  • Давать показания на родном языке и бесплатно пользоваться помощью переводчика;
  • Знакомиться с протоколом;
  • Участвовать в следственных действиях по собственному ходатайству (с разрешения следователя);
  • Подавать жалобы на действия сотрудников и защищаться иными способами, разрешёнными УПК.

В протоколе должны быть указаны обстоятельства случившегося, дата и время, а также он должен быть подписан задержанным и дознавателем.

Прокурору о задержании должны сообщить в течение 12 часов.

Допрос по делу нужно провести не позже, чем через 24 часа после задержания. При наличии обстоятельств, требующих заключения под стражу, ходатайство о такой мере пресечения сотрудники полиции должны подавать в суд с согласия прокурора. Если такая мера пресечения к подозреваемому не была применена, то согласно 2 пункту 94 статьи УПК его должны освободить в течение 24 часов.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Кто не может быть задержан?

Задержать не могут тех граждан, в отношении которых нет доказательств совершения правонарушения. Подобные задержания являются однозначным нарушением их прав и могут быть обжалованы в суде. Сотрудники полиции и иных ведомств, проводящих задержание, должны иметь веские доказательства правонарушения в виде фото и видео фиксации или свидетельских показаний.

Незаконные действия по административному ограничению свободы

Среди нарушений закона при административном задержании нередко встречается:

  • Превышение сроков задержания;
  • Грубое отношение и оскорбления;
  • Физическое насилие.

Эти нарушения могут быть не только в процессе задержания, но и во время транспортировки или отбытия срока задержания. В таком случае нужно жаловаться на действия уполномоченным сотрудников.

Куда жаловаться?

Жалобу нужно подавать в прокуратуру, а также можно обратиться с исковым заявлением в суд. В этих документах нужно как можно подробнее описать произошедшее, с указанием номеров автомобилей сотрудников, проводивших задержание, их имён, званий и всех обстоятельств дела. Нужно подробно описать, в чём заключались нарушения, и какой ущерб был нанесён задержанному.

Если судебные инстанции РФ не принимают решения в пользу задержанного, можно жаловаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Эта международная инстанция может признать нарушением прав даже сам факт административного задержания без веских оснований. При описанных выше нарушениях в процессе задержания и содержания задержанного, человек может получить компенсацию от 1 до 3 тысяч евро.

Отсчёт срока административного задержания

Срок начинают отсчитывать с момента доставки задержанного на место проведения следствия (в полицию). Исключением является задержание пьяных – для них срок задержания начинается с момента вытрезвления, но приходить в трезвое состояние они должны не более двух суток.

Кому административный арест не назначается?

Административный арест – мера, применяемая за правонарушения, угроза которых требует временной изоляции человека от общества. Арест назначается до 15 суток, а в случаях описанных статьёй 3.9 КоАП РФ – до 30 суток.

Но есть определённые категории граждан, к которым такая мера пресечения не может применяться:

  • Беременные женщины;
  • Женщины, у которых есть дети младше 14 лет;
  • Несовершеннолетние;
  • Инвалиды первой и второй группы;
  • Военнослужащие, призванные на сборы и сотрудники рядах государственных служб.

В отношении нарушителей административного права из этих категорий будут применены другие меры воздействия.

Как отбывается административный арест

Административный арест отбывается в изоляторах временного содержания по месту жительства или по месту задержания нарушителя.

Он имеет все права, обеспеченные гражданину РФ или (в случае иностранца) гарантированные международными документами, подписанными российским государством.

В соответствии с правилами и распорядком содержания арестованных, их могут досматривать и проверять их личные вещи, но без их порчи.

Запрещены оскорбления и физическое воздействие на арестованных. Им должны быть обеспечены условия для сохранения здоровья, необходимая медицинская помощь, питание и гигиенические условия.

Один раз за срок отбывания ареста разрешено свидание с родственниками в соответствии с установленными правилами учреждения содержания арестованных. Также разрешена переписка.

Максимальный срок административного задержания

В этой статье мы постарались раскрыть тему: «Максимальный срок административного задержания». Здесь собрана и структурирована вся информация о теме, что позволяет найти полный ответ на ваш вопрос. Но, если все же остались вопросы, то вы всегда можете их задать нашему дежурному юристу.

Максимальный срок административного задержания

Участие в долевом строительстве

Гражданское право, ГК РФ

Защита прав потребителей

Трудовые споры, пенсии

  • Главная
  • Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к СТ 27.3 КоАП РФ

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание

Комментарий к статье 27.3 КоАП РФ:

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Читать еще:  Документы на земельные участки правоустанавливающие правоудостоверяющие

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

С какого момента исчисляется срок задержания

Задержание гражданина, который по каким-то причинам подозревается в преступлении — принуждаемая мера, которая может применяться разными органами. Такое задержание длится всего двое суток, за это время следователь может доказать виновность подозреваемого. Если вина не доказана, то человека обязаны освободить из-под стражи.

В чем суть задержания?

Срок задержания исчисляется с того времени, как подозреваемый был доставлен к следователю. На самом деле такое задержание – кратковременное, и подозреваемое лицо лишается свободы всего на некоторое время, так как нет еще доказательств того, что лицо действительно участвовало в совершении преступления, судебное решение при этом не применяется.

Надо отметить, что законом четко устанавливается ряд определенных гарантий. Поэтому предписаны не только сроки пребывания в изоляторе, но и условия.

Основания для задержания?

Лицо, которое попало под подозрение, может задерживаться на основании:

  1. Когда подозреваемый оказался на месте преступления и был застигнут на горячем.
  2. Когда есть очевидцы и они указывают, что именно это лицо осуществило преступление.
  3. Когда на одежде или в помещении предположительного виновника есть улики, свидетельствующие о том, что преступление было совершенно именно этим человеком.

Срок задержания исчисляется с момента, как исполнительные власти задержали непосредственно подозреваемого. Причинами для этого могут послужить:

  1. Если лицо, которое находится под подозрением, пыталось скрыться.
  2. Когда следователь имеет на руках согласие прокурора на задержание.
  3. Если подозреваемое лицо живет где придется и нигде официально не прописано, либо нельзя установить личность.

Какие доказательства могут указывать на то, что человек должен быть временно задержан?

Срок задержания лица исчисляется с момента, когда были найдены фактические данные органами следствия и когда было получено разрешение на применение к лицу соответствующих мер.

Как правило, меры применяются:

  1. После того как показания свидетелей указывают на то, что преступление было совершенно именно этим лицом, в частности учитываются показания именно очевидцев.
  2. Если обвиняемое лицо указывает, что вместе с ним преступление совершалось соучастниками.
  3. Когда следственные органы нашли доказательства того, что человек действительно причастен к преступлению.
  4. Если подозреваемое лицо имеет сходства с описаниями свидетелей.

Наличие всех перечисленных условий позволяет произвести задержание, а сам срок задержания исчисляется с того самого момента, когда лицо лишается свободы.

Виды задержания

Если рассматривать подробно действующее законодательство, то можно выделить следующие виды задержания:

  1. Административное задержание — это лишение свободы человека до того момента, пока не будет рассмотрено дело о правонарушении. В таком случае срок задержания подозреваемого исчисляется с того времени, как было задержано лицо. Все сроки, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, описываются в Административном кодексе России.
  2. Когда задерживается подозреваемый гражданин, то его свобода ограничивается временно. Регулируется срок задержания Уголовным кодексом.

Как видим, сроки задержания бывают совершенно разными, и виды задержаний также значительно отличаются между собой.

В чем заключается суть административного задержания

Стоит помнить, что срок административного задержания лица исчисляется после того, как гражданин был задержан, и составляет три часа. Но этот срок можно считать самым минимальным, так как для граждан, которые совершили подобное правонарушение и их вина доказана, этот срок может быть продлен еще на 48 часов. В Административном кодексе имеется достаточно нюансов, на которые стоит обратить внимание. Например, если лицо совершило преступление, которое хоть каким-то образом можно расценивать как посягательство на границы РФ, то лицо может обвиняться как нарушитель таможенных правил, и срок лишения свободы составляет тоже двое суток, после того как было совершено задержание.

Срок административного задержания исчисляется с того самого момента, как лицо было доставлено в полицейский участок и были составлены соответствующие протоколы. Также надо учитывать, что если обвиняемый гражданин в состоянии любого опьянения, то срок задержания будет уже считаться после его отрезвления. Задержанного привозят в полицейский участок, когда написать протокол на месте не представляется возможности. Такой протокол обязательно должен содержать в себе время прибытия подозреваемого в полицейский участок.

В чем суть задержания подозреваемого

Срок задержания подозреваемого исчисляется с момента написания протокола. Стоит помнить, что срок такого задержания не должен превышать двух суток. После прошествия этого времени по отношению к подозреваемому выдвигается обвинение и избирается мера пресечения, но это не лишение свободы, так как над лицом не производился суд. Максимум берется подписка о невыезде или применяется домашний арест. Совершение особо тяжких преступлений предусматривает заключение под стражу до оглашения приговора. Лишение свободы осуществляется только после решения суда.

Что такое административный арест

Административный арест производится после совершенного административного задержания. Арест налагается за незаконное производство наркотических средств, а также незаконный их сбыт, при совершении мелких краж, неправильной эксплуатации водителем транспортного средства, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Срок административного задержания исчисляется с момента задержания, и отсчитывается с того момента 48 часов, а потом назначается административный арест, который может составлять еще 15 суток.

Но вынести приговор по административному аресту может только суд, поэтому должно быть на руках судебное решение.

Как и кем назначается временной период

В Уголовно-процессуальном кодексе четко говорится, что срок задержания исчисляется с момента написания протокола, и он не может быть больше, чем двое суток. Далее обязательно должно выноситься судебное решение, которое и определит дальнейшую судьбу подозреваемого.

Очень важно точно определить, с какого именно момента было совершено задержание, так как от этого зависит срок пребывания подозреваемого под стражей. Во время задержания исполнительные власти обязаны объяснить все права гражданина. Когда составляется протокол, то в нем указывается не только день задержания, но и точное время, вплоть до минут. Считать лицо подозреваемым можно только с момента, когда оно было задержанным.

Надо отметить, что закон не может установить конкретный срок, в течение которого лицо может быть перевезено в полицейский участок, так как это может зависеть от географического расположения некоторых районов. Но все же срок доставки подозреваемого в участок должен быть в разумных пределах, он не должен превышать двух суток. Как только истекают 48 часов, подозреваемый освобождается.

Следователь обязан написать протокол, описав в нем данные о гражданине и время его приезда в участок. Протокол содержит мотивы, по которым был задержан человек, описывается сам период задержания, например, задержанный мог оказывать сопротивление или у него могут быть телесные повреждения, нанесенные не при задержании.

Внимательно рассмотрев вопрос о том, с какого момента исчисляется срок задержания, стоит остановиться и том, который связан с уведомлением о задержании следователя и других определенных лиц:

  1. В течение 12 часов необходимо предупредить о задержании следователя.
  2. Разрешить подозреваемому предупредить о своем задержании родственников.
  3. Если задержанный является военнослужащим, то необходимо предупредить его командование.
  4. Если задержан член общественной наблюдательной комиссии, то о его взятии предупреждается секретарь палаты РФ.
  5. Когда гражданин с другого государства, о его задержании сообщается в посольство.

Исключением являются те случаи, когда расследование следует хранить в тайне, в таком случае уведомления не совершаются, но для этого требуется разрешение прокурора. Обязательно сообщать родственникам или их заменяющим лицам о задержании стоит только в том случае, если подозреваемое лицо несовершеннолетнее.

На каких основаниях проводится освобождение?

Несмотря но то что срок задержания исчисляется с момента самого задержания и составляет ровно двое суток, человека могут освободить раньше, например, это может произойти в таких случаях:

  1. Если нет подтверждений вины подозреваемого в преступлении.
  2. Когда нет никаких оснований для того, чтобы применять меры по отношению к гражданину в виде лишения свободы и заключения его под стражу.
  3. Если во время задержания были нарушения со стороны исполнительных органов.
Читать еще:  Можно ли продлить договор аренды дополнительным соглашением

В случае, когда время задержания истекло, лицо имеет полное право на освобождение, кроме таких исключений:

  1. По отношению к задержанному не избиралась мера пресечения в виде лишения его свободы.
  2. Суд не продлил срок.

Учитывая, что срок задержания лица исчисляется двумя сутками, подозреваемый должен быть выпущен на свободу, но только в том случае, если судья не пришлет постановление о его продлении. Если следователь отправляет ходатайство судье о том, что не может принять окончательное решение, то судья продлевает срок задержания до трех суток. Когда гражданин освобождается, ему обязательно дается на руки справка, в которой есть все данные о его задержании. Указывается в ней, когда и кем человек был задержан, время его задержания и время его пребывания под стражей.

Действия и права задержанного

Знать только, как именно исчисляется срок задержания, недостаточно. Подозреваемому человеку следует еще и четко знать свои права:

  1. В то время как осуществляется задержание, важно уточнить его причины и обратиться с просьбой к сотруднику полиции о предъявлении его удостоверения, чтобы выявить соответствие предъявленной им должности. Сотрудник не имеет никакого права отказать в этой просьбе, так как это четко прописывается в законах РФ.
  2. Как только сотрудник сообщит, по какой причине задерживают гражданина, подозреваемое лицо может попросить сообщить все сведения родственникам, учитывая и те, в каком именно месте он будет находиться.
  3. Следует самостоятельно запомнить время, с которого именно было произведено задержание. Как только человека доставили в полицейский участок, стоит сразу же настаивать на составлении протокола. Гражданину обязательно должны дать ознакомиться со всеми записями в протоколе, здесь следует быть осторожным и все проверить, обратить внимание на указанное время в документе. Если в протоколе есть расхождения со сказанным самого задержанного лица, то можно отказаться от подписи и настаивать на составлении другого протокола.
  4. Как только срок задержания истекает, и гражданину не предъявляется никакого обвинения, то его должны выпустить на свободу.
  5. С момента задержания подозреваемый имеет полное право обратиться к адвокату. В случае если рассматривается уголовное дело и нет возможности нанять адвоката, то подозреваемому назначают адвоката за счет государства.
  6. Важно не терять самообладания при разговоре с сотрудниками полиции, если будут оскорбления со стороны подозреваемого в адрес сотрудника, к нему дополнительно может применяться уголовная ответственность.

Когда по отношению к задержанному со стороны сотрудников полиции были применены противоправные действия, то следует лицу настоять, чтобы все эти моменты были отображены в протоколе. Обязательно надо знать, с какого момента исчисляется срок административного задержания, так как гражданин, которому не вынесли приговор, имеет полное право воспользоваться своими законными правами, а именно:

  1. Знать причину, по которой его задержали.
  2. Получить право давать показания на том языке, которым он хорошо владеет, для этого должен быть приглашен переводчик.
  3. Воспользоваться услугами защитника.
  4. Иметь полное право прочитать протокол и согласиться с ним (или, наоборот, опровергнуть).
  5. Не давать показания, свидетельствующие против себя.
  6. Если сотрудники производили не допускаемые действия, то их можно будет обжаловать.
  7. В случае если подозреваемому требуется медицинская помощь, то сотрудники полиции должны ее обеспечить.
  8. Гражданин может потребовать ксерокопию протокола.
  9. Если подозреваемого задержали больше чем на три часа, то ему обязаны предоставить еду и место для отдыха.

Законодательство РФ контролирует не только права исполнительных органов, но и права задержанных лиц. В любой сложившейся сложной ситуации каждый человек четко должен понимать свои подтвержденные законом права, только таким способом без всяких лишних проблем можно будет легко решить все возникающие спорные вопросы.

Срок административного задержания пьяных не будет превышать 48 часов

Полиция не сможет задерживать пьяных дольше 48 часов

Правительство России внесло в Госдуму законопроект, который фактически не позволяет полиции задерживать в околотке пьяных нарушителей дольше положенных 48 часов.

За это время надо успеть оформить материалы, чтобы привлечь к административной ответственности. Или придется отпустить протрезвевшего гражданина.

Как пояснили «РГ» эксперты, сегодня в Кодексе об административных правонарушениях прописано, что обычный срок административного задержания составляет три часа. Если же по статье, которая грозит гражданину, предусмотрен административный арест, то человека можно задержать до 48 часов.

Напомним, что назначить же 15 суток может только суд. Поэтому и времени на все процедуры в данном случае требуется больше.

Но бывает так, что патруль задерживает гражданина, напившегося до невменяемости. «Сам факт нахождения в общественном месте в состоянии алкогольного (как и наркотического) опьянения является основанием для задержания», — поясняет «РГ» юрист Павел Ивченко.

По его словам, пьяного также задержат, если он своим поведением мешает окружающим и создает угрозу их жизни и здоровью. Например, когда пьяный управляет транспортным средством, употребляет спиртные напитки в общественных местах, хамит окружающим и тому подобное.

Три часа начнут течь после того, как человек протрезвеет. Но дольше двух суток держать нельзя в любом случае

Но возникает проблема: пока человек не протрезвел, составлять протокол на него нельзя. Надо дождаться, пока сознание нарушителя прояснится. Поэтому КоАП предусматривает, что срок административного задержания начинает течь с момента, как человек протрезвеет.

Проблема в том, что без четких временных рамок норма создавала почву для произвола. Фактически сотрудники полиции сами решали, протрезвел человек или нет. С помощью небольших хитростей (то есть как бы не замечая, что человек протрезвел) гражданина можно было держать в околотке столько, сколько нужно полиции.

В МВД рассказали, сколько пьяных пассажиров были сняты с авиарейсов

Три часа легко превращались и в десять — пятнадцать. А в некоторых случаях человек мог задержаться в участке и дольше чем на двое суток.

В ноябре прошлого года Конституционный суд признал такое положение не соответствующим Основному Закону. Раз понятие «вытрезвление» в законе не прописано и нет правил, с какой минуты пьяного считать трезвым, нужны какие-то другие ориентиры.

«В проекте предлагается установить, что сам процесс вытрезвления не может продолжаться более 48 часов, что, по мнению авторов законопроекта, позволит разрешить сложившуюся коллизию», объясняет доктор юридических наук Иван Соловьев.

Иными словами, таймер будет включаться после того, как человек, по мнению полиции, станет более-менее вменяемым. Да, тут, конечно, многое все равно останется на усмотрение полицейских. Но они, по крайней мере, будут ограничены во времени.

После того как человек придет в себя, у полиции будет три часа, чтобы оформить материалы. Однако если по статье, которую вменяют гражданину, предусмотрен административный арест, то все в любом случае должно решиться за 48 часов. Затягивать сроки из-за того, что какое-то время задержанный ничего не соображал из-за алкоголя, нельзя. Да и времени на все про все вполне достаточно.

Срок задержания пьяных граждан будет исчисляться с момента отрезвления

Законопроект, рассматриваемый во втором чтении, предлагает исчислять срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения, с момента их вытрезвления. Причём общий срок времени вытрезвления лица с момента его административного задержания не может превышать 48 часов.

На пленарном заседании 8 декабря депутаты Госдумы рассмотрят во втором чтении правительственный законопроект, уточняющий порядок исчисления срока административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения.

Причиной для появления законопроекта стало обращение гражданина Е. Сизикова в Конституционный суд с просьбой проверить конституционность части 4 статьи 27.

5 КоАП, согласно которой срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.

Как следует из постановления Конституционного суда, составление протокола об административном правонарушении и другие действия в рамках административного производства в отношении лица, находящего в состоянии опьянения, должны быть отложены до его вытрезвления.

В противном случае, как указал суд, не будут соблюдены условия, позволяющие гражданину надлежащим образом, своевременно и полно уяснить причины административного задержания, а также характер и объём предъявляемых претензий в нарушении действующего законодательства.

Без чего, по определению Конституционного суда, «немыслима эффективная реализация права на защиту».

На обеспечение этих условий направлена часть 4 статьи 27.5 КоАП, закрепляющая правило об исчислении срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

И подразумевающее, что соответствующие процессуальные действия в рамках административного производства (такие как опрос нарушителя, составление протокола об административном правонарушении и т.п.) могут проводиться в отношении такого лица только после его вытрезвления.

Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 22 Конституции, до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

«В этой связи законопроектом устанавливается, что общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьёй 27.2 КоАП, и административного задержания такого лица на основании частей 2 или 3 статьи 27.5 КоАП не может превышать 48 часов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Конституционный суд уравнял пьяных и трезвых

Срок административного задержания гражданина без решения суда не должен превышать 48 часов, независимо от того, находится ли он в состоянии алкогольного опьянения или трезв. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ, изучив жалобу жителя Тюменской области, который, находясь в нетрезвом виде, совершил мелкое хулиганство.

По действующему Кодексу об административных правонарушениях РФ время задержания для пьяных нарушителей начинается с момента их отрезвления, для трезвых — с момента доставки в отделение полиции (ч. 4 ст. 27.5 «Сроки административного задержания»). При этом срок такого задержания без решения суда ограничен 48 часами, если нарушителю может грозить арест в качестве наказания.

Разный подход к трезвым и пьяным нарушителям оспорил в КС РФ житель Нового Уренгоя Евгений Сизиков, которого задержали в состоянии алкогольного опьянения 29 марта 2013 года в Москве за мелкое хулиганство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector