Уточнение границ земельного участка с увеличением площади

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 г. № ОГ-Д23-212 “По вопросу изменения границ земельных участков”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу изменения границ земельных участков и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Необходимо отметить, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, увеличение площади земельного участка при уточнении его границ в ходе дачной амнистии возможно не более чем на десять процентов в случае, если указанные границы не были определены в установленном законом порядке.

Кроме того, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 г. № ОГ-Д23-212 “По вопросу изменения границ земельных участков”

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

При уточнении границ участка в ходе дачной амнистии можно увеличить его площадь не более чем на 10 %, если границы не были определены в установленном законом порядке.

Местоположение границ устанавливается в соответствии с документом, подтверждающем право на участок, а при его отсутствии — с теми, которые определяли нахождение границ при образовании участка. Если же таких документов нет, то учитываются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием объектов (природных или искусственного происхождения).

Самовольное занятие участка или его использование без необходимых документов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 500-1 000 руб, должностных лиц — 1 000-2 000 руб., организаций — 10 000-20 000 руб.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Способы увеличения площади земельного участка

В некоторых ситуациях есть возможность расширить земельный надел. Основным при этом является не фактическое применение прилегающих земель, а вопрос о юридическом оформлении этого факта.

Общие сведения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади считается юридической процедурой законного оформления дополнительной территории методом присоединения к главному наделу.

Относится к разновидности работ, которые осуществляются кадастровым инженером в период межевания и регулируется Федеральным законом № 221 от июля 2007 года “О государственном кадастре объектов недвижимости”.

На практике это именуется как оформление прирезок. Согласно Федеральному закону № 171 от июня 2014 года можно увеличить размер участка до 10%.

В иных ситуациях процедура напрямую относится к реорганизации участков – за счет выкупа либо же переоформления прилегающих наделов. По закону допускается возможность признания прав собственности через судебный орган.

Законодательная база

Основными нормативными документами, которые регулируют увеличение площади земельного участка, принято считать:

  • Федеральный закон № 221 – дает разъяснение уточнению границ земельного надела;
  • Федеральный закон № 93 – предусматривает возможность амнистировать надела как одна земля;
  • ст. 7.1 КоАП РФ – предусматривает привлечении к административной ответственности лиц, которые совершили самозахват земельных наделов.

Указанный перечень документов не является исчерпывающим, но именно в нем указана вся необходимая информация по рассматриваемому вопросу.

Увеличение площади земельного участка

Увеличение площади земельных наделов может осуществляться различными способами.
Рассмотрим каждый из них подробней.

Выкуп прилегающей территории

Увеличение земельного участка за счет прилегающей территории можно путем “прирезания” исключительно в случае полученного разрешения от владельца – местного органа самоуправления.

Основанием считается инициатива обеих сторон – заявителя и местного органа самоуправления. Из обязательных критериев принято считать отсутствие межевания.

Изначально необходимо обратиться в местный орган самоуправления с соответствующим заявлением, в котором выражают прошение о передаче собственности прилегающей территории к участку, не обрабатываемого и признанного бесхозным.

Далее нужно получить акт, допускающий возможность переоформления, а после внести оплату, рассчитанную местной администрацией. Часто она не превышает кадастровой себестоимости земельного надела.

После этого нужно обратиться к геодезистам по вопросу проведения межевания с одновременным присоединением выкупленного участка.

При уточнении границ

Поскольку увеличение площади в период уточнения границ со стороны закона является одним из вариантов приобретения нового надела, законодательство предприняло попытку ограничить число способов, при которых увеличение территории, являющейся самозахватом возможно.

К таким ситуациям в 2020 году принято относить:

  • осуществление работ по межеванию;
  • в период присоединения надела по соседству.

В такой ситуации, если увеличение территории осуществляется за счет межевания, то возможность возникнет тогда, когда владелец сможет доказать, что площадь его собственности в конкретном случае составляет меньше квадратных метров, установленных российским законодательством.

Увеличение земельного надела, возможно в том случае, если такие действия не ущемляют права владельцев иных участков.

Если при уточнении границ станет известно, что к существующему наделу можно присоединить иной, расположенный в собственности основного, то увеличение с юридической стороны будет законным.

Читать еще:  Трудовой контракт и трудовой договор отличия

Как зарегистрировать постройки на земельном участке ЛПХ? Смотрите тут.

Путем перераспределения

Возможность прирезания отдельных частей надела к общей земле на языке закона именуется как перераспределение участка.

Схеме, которая утверждена Федеральным законом № 93 и включает в себя следующее:

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 г. № ОГ-Д23-212 “По вопросу изменения границ земельных участков”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу изменения границ земельных участков и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Необходимо отметить, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, увеличение площади земельного участка при уточнении его границ в ходе дачной амнистии возможно не более чем на десять процентов в случае, если указанные границы не были определены в установленном законом порядке.

Кроме того, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 г. № ОГ-Д23-212 “По вопросу изменения границ земельных участков”

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

При уточнении границ участка в ходе дачной амнистии можно увеличить его площадь не более чем на 10 %, если границы не были определены в установленном законом порядке.

Местоположение границ устанавливается в соответствии с документом, подтверждающем право на участок, а при его отсутствии — с теми, которые определяли нахождение границ при образовании участка. Если же таких документов нет, то учитываются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием объектов (природных или искусственного происхождения).

Самовольное занятие участка или его использование без необходимых документов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 500-1 000 руб, должностных лиц — 1 000-2 000 руб., организаций — 10 000-20 000 руб.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как изменить площадь земельного участка после межевания

В некоторых случаях существует законная возможность определённым образом увеличить свой земельный участок за счёт земель государственной или муниципальной собственности. Одним из важных этапов при этом является уточнение границ земельного участка с увеличением площади. При внесении записей в Госреестр далеко не всегда было обязательным уточнение границ земельного участка. В настоящее время законодательство обязывает тех, кто до сих пор этого не сделал, провести такое уточнение в обязательном порядке. В противном случае при проведении юридических действий с землёй могут возникнуть проблемы.

Важность вопроса

Для того чтобы распоряжаться своей недвижимостью, её нужно зарегистрировать в государственном реестре прав собственности на недвижимость. В частности, для этого необходимо оформить на неё кадастровый паспорт и получить кадастровый номер. Если речь идёт об участке земли, то, в некоторых случаях, остаётся невыясненным вопрос по уточнению и фиксации границ такого участка установленным законом способом.

Право собственности на участок земли действует только в том случае, когда его регистрация в ЕГРП проведена в полном соответствии с требованиями законодательства.

На первый взгляд может показаться, что это чисто формальная проблема. Ведь в повседневной жизни обычно границы установлены и их признаёт как сам собственник, так и его соседи. На самом же деле иногда это может оказаться серьёзной проблемой.

Один из возможных примеров. Предположим, у частного дома имеется участок и через него местные власти хотят провести дорогу или другой линейный объект. Для того чтобы отстоять свою землю, необходимо, чтобы права на неё были уже оформлены на момент начала спора. Кроме всего прочего, нужно, чтобы была выполнена процедура межевания.

Ещё один пример выглядит следующим образом. Предположим, правоустанавливающим документом на землю является завещание. Согласно ему наследник получил 600 квадратных метров земли. Долгое время он пользовался ей, не изучив соответствующие документы, пока по какой-то причине не понадобилась выписка из Госреестра прав собственности. Оттуда он узнал, что участок с данным кадастровым номером имеет совсем другую конфигурацию, а площадь его (согласно данным из реестра) несколько превышает указанную величину. Возникает некоторое противоречие, и пока оно не будет устранено, хозяин участка не сможет производить никаких юридических действий с ним.

Нередки случаи, когда при уточнении границ между соседями возникают территориальные споры, которые иногда приходится решать в суде.

Если возникает необходимость уточнить границы, прибегают к услугам сертифицированного кадастрового инженера. Одним из важных этапов процедуры является встреча с владельцами соседних участков для согласования границ. Это важно не только для, собственно, урегулирования спорных моментов, но и для того, чтобы границы участков не накладывались друг на друга и не образовывали пустот, которые расположены между ними и никому не принадлежат. В зависимости от результатов производится окончательное оформление. Если стороны не смогли найти между собой общего языка, вопрос решается посредством подачи судебного иска.

Прирезка земли

В процессе уточнения возможны самые разные сложные ситуации. Одна из них состоит в том, что некоторые земли находятся на границе муниципальной или государственной земли, которая в течение долгого времени активно не использовалась. Иногда происходит так, что владелец участка самовольно добавляет себе кусок государственной или муниципальной земли. Это практика в наше время распространена достаточно широко. С 1 марта 2015 года в РФ было принято законодательное решение по поводу данной ситуации. Было решено разрешить такую прирезку земли.

Если имеется собственник участка, который его зарегистрировал в госреестре, то он может дополнительно зарегистрировать и захваченную самовольно землю в совокупности с первоначальным участком и получить на новый, увеличенный участок кадастровый паспорт.

Читать еще:  Трудовой договор со свободным графиком работы образец

Это возможно не во всех случаях. Здесь существуют определённые ограничения. Но в большинстве случаев такое действие является не только возможным, но и вполне реальным.

Прирезка — это участок, который:

  • относится к госсобственности или муниципальной собственности;
  • захвачен самовольно;
  • присоединён к смежному участку, который находится в частной собственности.

Долгое время эти действия были законодательно запрещены. Но это не мешало тому, что, по факту, прирезки не только продолжали происходить, но и делались во всё более широких масштабах. Постепенно это стало одним из аргументов, который повлиял на мнение законодателей в данном вопросе.

В итоге был принят закон, узаконивающий присоединение земли, который начал действовать в 2015 году. Конечно, в этом случае потребуется внести определённую плату.

В некоторых случаях, например, тогда, когда хозяин участка просто хотел бы устранить изломанность границ своей земли, это может быть сделано за значительно меньшую плату. Законодательные изменения были реализованы путём изменений в ЗК РФ. Всё, что относится к рассматриваемому вопросу, находится в отдельной главе (V.4). Изменения вступили в силу 1 марта 2015 года.

Юридический порядок

Новые положения закона применяются к таким участкам земли, которые расположены рядом с границами муниципальных или государственных земель, но при этом находятся в частной собственности граждан.

Здесь существуют некоторые ограничения:

  1. Земля, которая может быть присоединена к участку, не должна иметь статус земли общего пользования.
  2. Здесь также существует ограничение, которое относится к линейным объектам. Как известно, к такого рода объектам относятся дороги, линии электропередач, трубопроводы или другие аналогичные объекты. Согласно закону, для обеспечения их нормального функционирования предусмотрен участок земли, который находится на определённом от них удалении. Одним из примеров таких участков может быть железная дорога и зелёная зона вдоль неё. Такие земли также не могут быть предоставлены для прирезки для участка.
  3. Ещё один запрет связан с той ситуацией, когда присоединяемая земля принадлежит к иной территориальной зоне. Уточнить это обстоятельство можно, например, обратившись в муниципальные органы власти или просто посетив их сайт.

Существует также ограничение и другого рода. Дело в том, что часто участки, имеющие то или иное предназначение, должны иметь площадь, которая не может превышать определённых нормативов. Это приходится учитывать, если надо увеличить площадь своего участка. Суммарная площадь не должна превышать указанных пределов. Такие нормативы могут существенно меняться в зависимости от региона, где находится земельный участок.

Обратиться за прирезкой может владелец земельного участка — частное лицо. Допустимо, когда он владеет землёй, которая предназначена для жилищного строительства.

Прирезка также возможна, если земля предназначена для садоводческой, огороднической деятельности или для ведения дачного хозяйства.

Цена земли

То, что прирезка разрешена законодательством, не отменяет того факта, что в данном случае фактически осуществляется продажа государственной или муниципальной земли частным лицам. По какой цене она происходит? Размеры компенсации определяются хозяином, собственником земли — государством и местными властями. В различных регионах цена может отличаться. В то же время эта цена имеет определённую структуру.

Для этого учитываются:

  • площадь земельного участка присоединяемой земли;
  • кадастровая стоимость этого дополнительного участка;
  • доплата, которая назначается хозяином земли и выражается в процентах от кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость недвижимости обычно определяется на основе рыночных цен и остаётся фиксированной в течение нескольких лет. После этого происходит переоценка участка в связи с новыми реалиями рынка, которая снова не будет пересматриваться ещё несколько лет. То есть, кадастровая стоимость земли существенно зависит от рыночной ситуации, но обычно она несколько меньше неё.

Как можно узнать кадастровую стоимость того или иного участка земли? Один из возможных вариантов состоит в том, чтобы ознакомиться в интернете с публичной кадастровой картой РФ. Такая цена входит в предоставляемую там информацию. В большинстве случае это можно сделать по кадастровому номеру интересующего покупателя участка, но на кадастровой карте такой номер нетрудно найти с помощью самой карты, постепенно увеличивая её масштаб.

Если по какой-либо причине получить информацию таким путём не получается, можно отправить запрос в Росреестр для получения нужной информации. В заявлении необходимо указать предпочтительную форму ответа. Это может быть как электронное письмо, так и обычное бумажное письмо. Это обращение не является бесплатным. Делая его, нужно будет оплатить государственную пошлину. Если планируется получить в ответ электронное письмо, то пошлина составит 150 рублей, если потребуется ответ в форме бумажного письма, пошлина равна 400 рублям. Для того чтобы удостоверить оплату, нужно отсканированную копию платёжного документа приложить к отправляемому заявлению.

Насколько велика цена может быть? Считается, что цена будет несколько ниже рыночной.

Продажа земли частным лицам — это один из источников дохода для государства, а продать её другим образом проблематично.

Если говорить о федеральных землях, цена их прирезки известна и составляет 15 процентов от их кадастровой стоимости.

Процедура перераспределения

От лица государства назначается уполномоченный орган. Само перераспределение происходит на основании соглашения такого уполномоченного органа и владельца земельного участка. Обычно со стороны государства выступает орган, который занимается перераспределением государственных или муниципальных земель.

Для того чтобы сделать такое обращение, необходимо подготовить соответствующий пакет документов:

  1. Составляется заявление на получение дополнительного участка земли.
  2. Предоставляются копии имеющихся в наличии правоустанавливающих документов на землю. Это может быть, например, договор купли-продажи, дарственная или документ о получении наследства.
  3. Должен быть включён проект проведения межевания рассматриваемого участка. Если такого проекта нет в наличии у заявителя, он за свой счёт должен нанять специалистов, которые его подготовят. Обычно этот документ готовится сертифицированным кадастровым инженером на основе установленных ранее геодезических данных. Средняя цена оформления такого документа составляет примерно пять тысяч рублей.

Пакет документов подаётся в уполномоченный орган для принятия окончательного решения. Законодательством для этого установлен предельный срок. Он составляет 30 календарных дней. Решение, принятое в итоге, может быть положительным или в нём просителю может быть отказано в расширении принадлежащего ему участка. Отказ может быть связан с различными причинами. Он может основываться на неправильном оформлении пакета документов, а также с совсем другими причинами. Это может быть, например, связано с тем, что соответствующая территория недавно получила статус земель общего пользования. Возможна и такая причина, что на запрашиваемой земле есть планы дальнейшей городской застройки, в связи с чем она не может быть передана частному лицу.

Есть и другие возможные причины отказа:

  1. Этот участок может быть уже выставлен на аукцион.
  2. Земля может по той или иной причине относится к землям ограниченного оборота.
  3. Она может быть зарезервирована для определённых государственных нужд.
  4. В некоторых случаях передача данного участка земли может ограничивать права других землевладельцев или землепользователей. В этом случае передача возможно только с условием проведения соответствующих согласований.
  5. В том случае, когда участок, к которому планируется прирезать землю, находится в ипотеке, для выполнения этого в обязательном порядке нужно получить разрешение банка.

Сложным моментом является ситуация, когда на участок земли одновременно претендуют два или большее количество заявителей. Эта ситуация не урегулирована с точки зрения законодательных норм.

Если решение положительно

Предположим, обращение увенчалось успехом. Что предстоит сделать в этом случае? Поскольку в результате проведения прирезки земли фактически речь идёт о новом участке, на него необходимо получить кадастровый паспорт и провести регистрацию в Госреестре прав собственности на объекты недвижимости. Причём важно заметить, что заново проводить регистрацию нужно не только из-за того, что произошло изменение границ земельного участка, который был расширен, но и для того, от которого некоторая площадь была отрезана. Ведь последний также изменился и требует внесения изменений в Госреестр. Нужно провести уточнение границ такого земельного участка с уменьшением площади. Причём оплатить такую работу придётся хозяину увеличенного участка.

Читать еще:  Реконструкция жилья под материнский капитал

В разных регионах страны оплата работы кадастрового инженера по постановке изменённого участка на кадастровый учёт может существенно различаться. В различных регионах страны цена может изменяться в пределах от 10000 до 30000 рублей за постановку на учёт одного участка. Фактически данные затраты являются дополнительной платой за возможность увеличения имеющегося у заявителя участка земли.

После того, как новый кадастровый паспорт будет получен, гражданину снова придётся обратиться в уполномоченный орган. Там подписывается проект соглашения о перераспределении земель, направляемый заявителю, который обязан подписать его в тридцатидневный срок. После того, как он поставит подпись на этом документе, оплату необходимо будет произвести в течение 30 календарных суток. При проведении оплаты не предусмотрены такие варианты, как оплата в рассрочку. Отсрочка платежа при этом также не применяется.

Есть ли выгода

Государство, продавая землю, получает дополнительные финансовые средства. Граждане получает возможность существенно увеличить площадь законно принадлежащей им земли.

Проведение прирезки выгодно обеим сторонам: владельцам участков и государству.

Также есть и другая косвенная выгода. Таким образом происходит увеличение площади земель, которые полноценно участвуют в экономической деятельности и за которые будут платиться налоги. В процессе переоформления документов на право собственности в какой-то степени произойдёт актуализация информации, которая содержится в государственном реестре собственности.

Уточнение границ земельного участка с увеличением площади

Главная страница » Публикации » Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)

Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)

В каких случаях можно уточнить границы земельного участка?

  • Если не установлена смежная граница с соседним земельным участком (смежным землепользователем).
  • Если фактическая используемая площадь земельного участка, больше площади, указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте. При этом, фактические границы должны существовать на местности пятнадцать и более лет и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (забора, стеной здания) или объектов естественного происхождения (природные объекты: деревья, кустарник и пр.).
  • Если площадь, указанная в документах предшествующих лет в отношении земельного участка (техническом плане, инвентаризационной карточке, картографическом плане, схеме расположения земельного участка и пр.) больше площади указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте.

Земельные юристы агентства «Адилханов и партнеры» имеют успешную судебную практику по делам об уточнении границ земельных участков с увеличением его площади. Юридические услуги нашего агентства включают полный спектр

Каков порядок уточнения границ земельного участка в досудебном порядке?

  • Обращение к кадастровому инженеру с целью проведения кадастровых работ и составления межевого плана земельного участка.
  • Уведомление всех заинтересованных лиц (смежных землепользователей, с кем смежные границы не установлены) о проведении кадастровых работ и составлении межевого плана земельного участка.
  • Подписание акта согласования границ со всеми смежными землепользователями, с кем смежные границы не установлены.
  • Обращение в Кадастровую палату с целью внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении границ уточняемого земельного участка.

Основания для обращения в суд с иском об уточнении границ земельного участка?

  • Приостановление регистрационных действий по внесению изменений в сведения об уточняемом земельном участке, по причине отказа или возражений в согласовании границ одним или несколькими смежными землепользователями или отсутствие подписанного акта согласования
  • Приостановление регистрационных действий по внесению изменений в сведения об уточняемом земельном участке, по причине не подписания акта согласования кем-либо из смежных землепользователей.
  • Иные причины приостановления или отказа в проведении регистрационных действий по внесению изменений в сведения об уточняемом земельном участке.

Какие доказательства необходимо представить в суд в обоснование заявления об уточнении границ земельного участка?

Земельные споры об уточнении границ земельного участка, относятся к категории сложных судебных дел, поэтому для качественного решения вопроса, требуются профессиональные юридические услуги.
В числе доказательств могут быть представлены документы картографической основы кадастра, в частности картографические планы или карты, фотопланы местности, схемы расположения земельных участков и план расположения земельного участка в предшествующие годы, документы технической инвентаризации, в частности земельно-шнуровые книги, инвентаризационные карточки земельного участка, постановления или распоряжения на основании которых был выделен земельный участок.

Кроме того, суд исходит из фактически сложившегося порядка землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, рассматривает вероятность кадастровой ошибки (до 01.01.2017) /ошибки в ЕГРН (с 01.01.2017), а также учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, расположение частей жилого дома по состоявшему ранее разделу дома, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе.

Кроме того, при выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его правопредшественником и установление кадастровых границ участка ответчика без согласования с истцом.
В отсутствие иных оснований и доказательств, подтверждающих правомерность пользования уточняемой площадью участка, одно только фактическое пользование не может служить достаточным доказательством для установления границ (Апелляционное определение Московского областного суда от 22.06.2016 по делу N 33-16854/2016).

Также в качестве весомых письменных доказательств по делу, служат результаты проведенной по делу землеустроительной экспертизы по таким вопросам как:

  • установление смежной границы между смежными земельными участками;
  • соответствие сведений о границах земельного участка согласно документам предшествующих лет (технический план, инвентаризационная карточка, картографический план, схема расположения земельного участка и пр.) сведениям о границах, указанных в межевом плане уточняемого земельного участка;
  • соответствие фактических границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения (забора, стеной здания) или объектов естественного происхождения (природные объекты: деревья, кустарник и пр.) сведениям о границах, указанных в межевом плане уточняемого земельного участка;
  • установление фактически сложившегося порядка пользования уточняемого земельного участка;
  • наличие нарушений прав иных смежных землепользователей (наложение границ, чересполосица, пересечение границ).

Какой размер земельного участка можно уточнить в сторону увеличения?

Ст. 36 Закона о государственной регистрации недвижимости, говорит о том, что уточняемая площадь не должна больше площади на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

К примеру, предельный минимальный размер (площадь) земельного участка:

— согласно Правил землепользования и застройки в г. Краснодар (в ред. Решения городской Думы Краснодар от 21.04.2016 N 15) составляет 300 кв.м. (для индивидуальной жилой застройки);
— согласно Правил землепользования и застройки в Динском районе Краснодарского края (в ред. Решения Совета МО Динской район от 28.06.2017г.N 264-26/3) составляет 300 кв.м. (для индивидуальной жилой застройки), 1000 кв.м. (для личного подсобного хозяйства);
— согласно Правил землепользования и застройки в Северском районе, составляет для ведения ИЖС — 600 кв.м., для личного ведения личного подсобного хозяйства — 600 кв.м.
— согласно Правил землепользования и застройки в Брюховецком районе, составляет для ведения ИЖС — 300 кв. м., для ведения ЛПХ – 500 кв.м.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector