Распределители тепла в квартире судебная практика

Индивидуальный учет тепла: практика применения

Никитина Светлана, ведущий специалист по индивидуальному учету тепла ООО «Данфосс»

Актуальность внедрения индивидуального учета потребления тепловой энергии очевидна уже не только специалистам, но и жителям многоквартирных домов. Тарифы на отопление растут постоянно и единственная возможность сэкономить — это начать регулировать потребление тепла и платить по индивидуальным приборам. Специалистам же хорошо известно, что жилищный фонд потребляет едва ли не в два раза больше тепла, чем в Европе. И эта проблема также требует своего решения.

Закон предусматривает

Индивидуальный учет стал обязательным с принятием закона №261- ФЗ «Об энергосбережении». Часть 7 статьи 13 предписывает обязательную установку приборов индивидуального учета тепла в новом строительстве и реконструкции с 1 января 2012 года.

Положения федерального закона детализирует Свод правил СП 60-13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». Согласно П.6.1.3, «В жилых многоквартирных зданиях следует предусматривать коммерческий учет расхода теплоты в системах внутреннего теплоснабжения на здание, а также учет и регулирование расхода теплоты для каждой квартиры; в зданиях с вертикальной разводкой системы отопления следует предусматривать организацию поквартирного учета расхода теплоты (установка радиаторных распределителей тепла и других аналогичных устройств)».

Поквартирный учет можно обеспечить двумя способами. В зданиях с горизонтальной разводкой систем отопления — путем установки квартирных счетчиков тепла на вводе в каждую квартиру. В зданиях с вертикальной разводкой — путем установки радиаторных распределителей на каждом отопительном приборе. Другие способы и разработки, известные в среде специалистов, пока непригодны к массовому внедрению.

Особенности радиаторных распределителей

Достоинствами радиаторных распределителей являются простота монтажа и обслуживания, надежность, отсутствие прямого контакта с теплоносителем и длительный срок службы (10 лет и более) без промежуточной поверки.

К недостаткам этих приборов можно было бы отнести косвенный способ измерения, не позволяющий напрямую измерить количество потребленного тепла, а только долю потребления каждого помещения в общем количестве тепловой энергии, потребленной всем зданием. При этом в идеале для правильного распределения в одинаковых единицах должны быть измерены доли всех помещений, так как только в этом случае можно точно пересчитать эти единицы в физические единицы теплоты, исходя из показаний общедомового прибора.

При монтаже распределителей обязательно должны быть письменно зафиксированы типы и размеры отопительных приборов, на которых установлены распределители. По этим данным определяются радиаторные коэффициенты для каждого отопительного прибора, предоставляемые производителем распределителей. Радиаторные коэффициенты должны быть либо сразу запрограммированы в каждый распределитель, либо учтены при расчете для каждого помещения в программном обеспечении. Эта процедура отработана у каждого производителя, однако её следует точно соблюдать.

Действующие методики в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены постановлением Правительства РФ №354, с последующими изменениями и дополнениями) допускают при расчетах по распределителям до 50% необорудованных помещений (по отношению к общей площади дома). Такая норма, безусловно, вносит погрешности в расчет величин индивидуального потребления. Это допущение оправдано только невозможностью на практике оборудовать приборами и собрать показания со всех 100% отапливаемых помещений многоквартирного дома даже при автоматизированном считывании показаний. Особенно это касается уже существующего жилого фонда, построенного до вступления в силу ФЗ №261.

Сначала была модернизация

О старом жилом фонде вообще разговор особый. К сожалению, в подавляющем большинстве многоквартирных домов отсутствует не только индивидуальный учет, но и погодное регулирование на вводе в здание, и индивидуальное регулирование в виде термостатов на отопительных приборах, и балансировка стояков, и, нередко, коммерческий учет на вводе в здания.

Без всего этого оборудования установка индивидуального учета лишена смысла. При этом весь комплекс мероприятий является достаточно затратным. В пересчете на одну квартиру это может составить несколько десятков тысяч рублей.

Проведение такой модернизации требует специальных финансовых и организационных схем, например, энергосервисных. Процесс сегодня тормозит отсутствие доступного кредитования, специальных фондов адресной поддержки данных мероприятий, недоработанная нормативная база. Слабая самоорганизация жителей многоквартирных домов и недостаточное количество грамотных специалистов в ЖКХ также ограничивают практику модернизации существующего жилья.

В данном направлении необходимы дальнейшие согласованные усилия жителей, государства, бизнеса и специалистов. Компания «Данфосс» проводит большую работу в этом направлении, организуя обучающие семинары специалистов компаний-партнеров, консультируя государственные структуры, занимаясь просвещением конечных потребителей. Мы призываем к сотрудничеству всех, кто понимает важность и актуальность данных мероприятий.

Когда обходят закон

В новом строительстве внедрение индивидуального учета идет активно, несмотря на то, что в ряде регионов застройщикам удается под разными предлогами обходить положения ФЗ №261. Одним из таких предлогов было якобы отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета при вертикальной разводке, так как распределители трактовались не как приборы учета.

Минрегион России на запрос Департамента градостроительной политики Москвы от 12 августа 2013 года разъяснил, что совокупность распределителей, устанавливаемых в многоквартирном доме, являются индивидуальными приборами учета, так как позволяют определить величину потребления каждого помещения при условии наличия общедомового прибора. Таким образом, распределители должны устанавливать в новостройках с вертикальной разводкой систем отопления. Это же касается и реконструируемых зданий.

Правила проведения расчетов

После сдачи в эксплуатацию зданий, оборудованных приборами индивидуального учета тепла, встает вопрос организации расчетов. С индивидуальными теплосчетчиками все просто: они показывают непосредственное потребление тепла в каждой квартире. Немного сложнее этот процесс организован по распределителям.

Правовой основой для таких расчетов являются «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В документе содержатся необходимые формулы и определен порядок оплаты за отопление по индивидуальным приборам, в том числе, по распределителям. Для начисления оплат программное обеспечение управляющих компаний и расчетных центров должно быть адаптировано к такой схеме расчета.

ООО «Данфосс» в качестве решения предлагает для своих приборов программное обеспечение, позволяющее вести базы данных показаний индивидуальных приборов, считывать эти показания, делать перерасчет в физические единицы теплоты для каждой квартиры, распечатывать результаты расчетов в различных видах — в том числе, индивидуальный расчет квартиры. Данное программное обеспечение предоставляется бесплатно и имеет гибкий формат выходных файлов, оно легко интегрируется в различные системы. Для освоения системы учета на базе оборудования и программного обеспечения «Данфосс» для специалистов управляющих компаний и обслуживающих организаций проводятся регулярные бесплатные обучающие семинары.

Часто возникает вопрос, как быть, когда оплаты за отопление начисляются не управляющей компанией, а напрямую теплоснабжающими организациями, при наличии прямых договоров с жителями. Ответ содержится в «Правилах предоставления коммунальных услуг». В этом случае теплоснабжающая организация выступает как исполнитель коммунальной услуги по отоплению, и на нее распространяются все права и обязанности исполнителя (раздел IV «Правил»). В том числе, исполнитель обязан принимать в эксплуатацию индивидуальные приборы учета (включая распределители), установленные в квартирах, и начислять по ним оплаты в соответствии с «Правилами».

Таким образом, теплоснабжающие организации, заключающие договора по обслуживанию домов, в которых установлены распределители или квартирные счетчики, должны обеспечить ведение расчетов по индивидуальным приборам — установить необходимое программное обеспечение, направить на обучение специалистов, обеспечить снятие показаний и начисление платежей в установленном порядке.

Здесь не следует путать коммерческий учет и поквартирный. Под определение коммерческого учета в соответствии с Гражданским Кодексом РФ подпадает только учет на границе балансовой принадлежности между поставщиком и потребителем, при условии наличия у потребителя принимающих устройств, подключенных непосредственно к сетям поставщика. У жителей многоквартирного дома таких устройств нет, они имеются только на вводе в здание. Поэтому на поквартирный учет не распространяются «Правила коммерческого учета теплоносителя», а только «Правила предоставления коммунальных услуг».

Особенности применения

Следует отметить ряд недочетов «Правил», которые выявились на практике при внедрении индивидуального учета. В п. 42(1) (в соответствии с изменениями, внесенными ПП №344) говорится следующее:

«В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 Приложения №2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии».

Соответственно, формула 3 из Приложения №2 содержит расчет потребления квартиры по её площади исходя из среднего показателя по общедомовому прибору на 1 кв. метр площади квартир дома. Таким образом, если не собраны все 100% показаний индивидуальных приборов, то их показания к расчету не принимаются. На практике любая управляющая компания может подтвердить, что 100% показаний не удается получить практически никогда. При таком подходе установка индивидуальных приборов фактически теряет смысл, так как расчеты по ним вести не удается.

В случае с распределителями, в «Правилах» предусмотрены дополнительные требование в п. 53, которые предписывают по окончании года производить корректировку оплат с учетом показаний распределителей (по формуле 6 Приложения №2), что позволяет в итоге все-таки экономным вернуть сэкономленные средства, а «расточительным» квартирам — доначислить оплаты за избыточное потребление. Однако, в случае с квартирными счетчиками никакая дополнительная корректировка не предусмотрена. На наш взгляд, данная ситуация должна быть как можно скорее исправлена, так как находится в противоречии с ФЗ №261 и препятствует нормальному ходу внедрения индивидуального учета.

Недоработки формул расчета

При расчетах по распределителям, квартиры без приборов рассчитываются по площади по средней величине потребления на 1 кв. метр. Это не стимулирует жителей к установке и к поддержанию сохранности приборов. В самом деле, в квартирах без счетчиков, как правило, не заботятся об экономии и потребляют заведомо больше, чем в среднем по дому. Следовательно, они недоплачивают, а их оплата ложится на квартиры со счетчиками. В результате некоторые квартиры со счетчиками — не самые экономные, но все же установившие приборы, — вынуждены будут платить больше, чем квартиры без приборов.

Данную ситуацию можно было бы исправить путем введения повышающих коэффициентов для квартир без приборов — хотя бы для тех зданий, в которых индивидуальные приборы были установлены при строительстве или по решению большинства жителей дома. Коэффициенты можно ввести по той же схеме, которая введена для поквартирного учета воды и других энергоресурсов. Это восстановило бы справедливость в оплатах и стимулировало бы жителей к установке приборов в квартирах.

Еще одним недостаток нам видится в отсутствии доли общедомовых затрат (нерегулируемых затрат), распределяемых по площади, в формулах Приложения №2 для распределителей. Дело в том, что, в отличие от водоснабжения, доля таких затрат, не измеренных распределителями, и не регулируемых жителями, в системах отопления достаточно велика — не менее 30%. Особенно это касается вертикальных однотрубных систем отопления с не изолированными стояками, в которых квартиры получают значительную долю тепла от стояков. В европейских нормативах рекомендуется для таких систем отопления при применении распределителей повышать долю нерегулируемых (фиксированных) затрат в формуле расчета вплоть до 50%. Это повышает точность расчета и исключает ситуации, когда квартира отапливается от стояков и при этом может не платить за отопление.

Читать еще:  Объединение исковых требований в арбитражном процессе

Несмотря на указанные недочеты, безусловно требующие корректировки, «Правила» все же обязывают и дают возможность переходить на поквартирный учет в домах, оснащенных распределителями. Жители имеют полное право требовать перехода на индивидуальный учет в тех домах, где установлено необходимое оборудование.

Корректировка размера платы за отопление при наличии распределителей

В этой статье речь пойдет о случаях и порядке проведения перерасчета размера платы за отопление по данным распределителей тепловой энергии.

Прежде всего стоит сказать, что из себя представляют эти распределители.

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее — Правила), распределитель — это устройство, которое используется в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Распределитель позволяет определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором он установлен, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению, во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, в которых установлены распределители.

Сегодня установка распределителей набирает популярность, так как по своей сути распределители фиксируют объем тепловой энергии, потребленной в отдельном помещении, но они отличаются от индивидуальных приборов учета, как таковых.

Установить распределители тепла можно в многоквартирных домах с вертикальной разводкой отопления, а стоимость таких приборов и их установка влечет гораздо меньших затрат, чем полноценные индивидуальные приборы учета.

Но, нужно знать, что расчет размера платы при наличии распределителей несколько отличается от расчета по индивидуальным приборам учета. И в первую очередь, стоит отметить, что по распределителям, как правило, не производится ежемесячные расчет размера платы за отопление, их показания учитываются один раз в год (или чаще, если такое решение принято на общем собрании собственниками, членами товарищества или кооператива) при корректировке размера платы за отопление.

Кроме того, корректировка размера платы производится лишь в рамках суммы, начисленной по показаниям общедомового прибора учета по всем квартирам, в которых установлены распределители. И площадь таких квартир должна быть более 50% от общей площади всех помещений в многоквартирном доме, согласно п. 42(1) Правил .

То есть, использование распределителей тепла совсем не означает для потребителя по факту оплату только за отопление, предоставленного в своем помещении, начисленная по общедомовому прибору учета сумма, все равно будет включать в себя тепловую энергию, потребляемую в местах общего пользования многоквартирного дома, а распределение платы производится только между потребителями в помещениях, которых установлены распределители, в том объеме тепловой энергии, которая на них пришлась согласно показаниям общедомового прибора учета.

Сама формула корректировки размера платы за отопление согласно распределителям немного запутанная, её не так просто понять, а тем более произвести правильно расчет, поэтому рассмотрим порядок проведения корректировки размера платы за отопление на примере:

Итак, формула №6 Приложения №2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, представляет из себя следующее:

Pi — размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в i-м оборудованном распределителями жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме за период, за который проводится корректировка;

k — количество оснащенных распределителями жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;

p — количество распределителей, установленных в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме;

mq.i — доля объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящаяся на q-й распределитель, установленный в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, в объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех оборудованных распределителями жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Значок Σ , используемый в формуле, означает – сумма определённых показателей.

Для более четкого понимания, наш пример расчета размера корректировки платы за отопление согласно данным распределителей будет приведен за период — 1 месяц.

ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

Общие данные:

» Многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.
» Количество жилых помещений (квартир) в доме – 200. Нежилые помещения отсутствуют.
» Количество квартир в доме, оборудованных распределителями – 120 (60% от общего числа квартир в многоквартирном доме).
» Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, во всех квартирах, оборудованных распределителями, за расчетный период составил – 280 000 рублей.
» Согласно переданным показаниям распределителей, количество тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, в квартирах, оборудованных распределителями, составляет – 165 Гкал.

Данные по квартире №1 на примере, которой производится корректировка:

В квартире установлены 2 распределителя тепла.

Данные (показания) 1 распределителя за расчётный период – 0,9 Гкал.

Данные (показания) 2 распределителя за расчетный период – 0,7 Гкал.

Размер платы за отопление, начисленной за расчетный период по данной квартире – 2 900 рублей.


РАСЧЕТ РАЗМЕРА КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАТЫ ПО КВАРТИРЕ №1:

Прежде всего рассчитаем показатель mq.i — то есть долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, которое пришлось на данную квартиру, в доле объема отопления, потребленного во всех квартирах, оборудованных распределителями.

Для этого разделим данные (показания) 1 и второго распределителя за расчетный период на общий объем тепловой энергии, потребленной во всех квартирах, оборудованных распределителями:

1) 0,9 Гкал / 165 Гкал = 0,0055 – доля объема по 1 распределителю

2) 0,7 Гкал / 165 Гкал = 0,0042 – доля объема по 2 распределителю

Затем складываем полученные результаты: 0,0055 + 0,0042 = 0,0097

Полученная цифра – это показатель mq.i в формуле расчета №6.

Теперь, когда все данные для расчета у нас уже есть, подставляем их в формулу и получаем следующее:

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, во всех квартирах, оборудованных распределителями, за расчетный период в размере — 280 000 рублей, умножаем на рассчитанную выше долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению для конкретной квартиры №1 – 0,0097, и отнимаем сумму, начисленную за отопление по этой квартире за расчетный месяц – 2900 рублей.

280 000 руб. х 0,0097 – 2900 руб. = — 184 рубля.

184 рубля – это сумма корректировки размера платы за отопление за расчетный период, которая подлежит счислению по данной квартире №1.

Следует отметить, что корректировка размера платы за отопление согласно данным распределителей, это не всегда счисление платы у потребителей. Формула расчета корректировки составлена таким образом, что если по некоторым квартирам производится счисление платы, то по другим квартирам производится доначисление в рамках показаний распределителей и большей доли объема потребления, чем в других квартирах.

Если при тех же общих данных мы изменим показания распределителей в большую сторону, то в итоге получим доначисление платы в определенном размере.

Данные по квартире №2 на примере, которой производится корректировка:

В квартире установлены 2 распределителя тепла.

Данные (показания) 1 распределителя за расчётный период – 1,3 Гкал.

Данные (показания) 2 распределителя за расчетный период – 1 Гкал.

Размер платы за отопление, начисленной за расчетный период по данной квартире – 2 900 рублей.


РАСЧЕТ РАЗМЕРА КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАТЫ ПО КВАРТИРЕ №2:

Прежде всего рассчитаем показатель mq.i — то есть долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, которое пришлось на данную квартиру, в доле объема отопления, потребленного во всех квартирах, оборудованных распределителями.

Для этого разделим данные (показания) 1 и второго распределителя за расчетный период на общий объем тепловой энергии, потребленной во всех квартирах, оборудованных распределителями:

1) 1,3 Гкал / 165 Гкал = 0,0079 – доля объема по 1 распределителю

2) 0,8 Гкал / 165 Гкал = 0,0048 – доля объема по 2 распределителю

Затем складываем полученные результаты: 0,0079 + 0,0048 = 0,0127

Полученная цифра – это показатель mq.i в формуле расчета №6.

Теперь, когда все данные для расчета у нас уже есть, подставляем их в формулу и получаем следующее:

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, во всех квартирах, оборудованных распределителями, за расчетный период в размере — 280 000 рублей, умножаем на рассчитанную выше долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению для конкретной квартиры №2 – 0,0127, и отнимаем сумму, начисленную за отопление по этой квартире за расчетный месяц – 2900 рублей.

280 000 руб. х 0,0127 – 2900 руб. = 656 рублей.

656 рублей – это сумма корректировки размера платы за отопление за расчетный период, которая подлежит доначислению по данной квартире.

Все данные для расчета размера корректировки платы согласно данным распределителей приведены в качестве примера, для того чтобы показать применение формулы №6 при счислении и доначислении платы.

Как установить квартирный теплосчетчик

Законодательство о счетчиках тепла

По закону с 2012 года все новостройки должны быть “укомплектованы” индивидуальными счетчиками тепла при наличии технической возможности.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

Статья 13, пункт 7.

. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»:

Статья 19, пункт 4.

Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются.

Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией.

Приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» , утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее — критерии). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2012 г.

Пунктом 3 критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Во многих домах выполнена именно вертикальная разводка теплоснабжения, поэтому установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии невозможна. Но остается возможность монтировать распределители. Теплосчетчики монтируются в трубопровод, а распределители устанавливаются прямо на радиаторах.

Читать еще:  Объединение гражданских дел в одно производство ГПК

Кто сколько должен платить за отопление

Получается, что в домах, которые введены в эксплуатацию с 2012 года и позже, теплосчетчики должны быть по умолчанию в каждой квартире — застройщики обязаны их устанавливать.

При этом если проектная документация на многоквартирный дом была разработана до 2012 года и не включала установку ИПУ тепловой энергии, а дом был построен и введен в эксплуатацию позднее, то обязанность установки ИПУ у застройщика отсутствует, такова судебная практика.

При капитальном ремонте внутридомовых инженерных систем теплоснабжения с 2012 года, если есть техническая возможность, дома также должны оборудоваться счетчиками тепловой энергии. Однако программа капитального ремонта не предусматривает такой вид работ ( ЖК РФ, статья 166 ).

Обладатели квартир в оборудованных приборами учета домах должны платить по своим индивидуальным показаниям, даже если кто-то из соседей демонтировал счетчики в своей квартире. Потребленная тепловая энергия, предоставленная на общедомовые нужды, также должна быть оплачена всеми собственниками МКД, независимо от наличия или отсутствия ИПУ.

Жильцы, которые самовольно сняли счетчики, должны платить за отопление по установленным нормативам. Такое решение принял Конституционный суд РФ.

В тех домах, что введены в эксплуатацию ранее 2012 года, где еще не проводился капитальный ремонт или проводился, но нет технической возможности установить общедомовые счетчики тепла, плату за отопление будут начислять по нормативам.

Если есть техническая возможность установить распределители, то для того чтобы расчет затрат на отопление вели по показаниям распределителей, нужно оборудовать ими хотя бы 50% квартир в доме (при этом хотя бы в одной квартире должен быть установлен ИПУ тепла).

Обязанность по оплате услуги по отоплению, которое идет на общедомовые нужды, остается всегда.

Если есть общедомовой счетчик тепловой энергии, но нет ни одного распределителя и ни одного ИПУ тепла, общие показания будут делиться на все квартиры.

Формулы для расчета платы за отопление можно посмотреть в Приложении № 2 к “Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Как убедить соседей установить счетчики тепла

Если установить счетчики во всех квартирах МКД, счета на оплату могут уменьшиться по сравнению с теми, что рассчитывались по нормативам. Но как подвигнуть соседей на такой шаг?

На общем собрании собственников принять решение установить приборы учета тепла в квартирах за счет собственников.

Для принятия решения нужно набрать 2 /3 голосов собственников от общего количества голосов.

Плюс в том, что можно выполнить работы по установке оперативно. Сложность в том, что собственники могут не согласиться, ведь покупка и установка счетчиков потребует немалых расходов. Перед проведением собрания можно обратиться в управляющую компанию (УК) / товарищество собственников жилья (ТСЖ) — смотря кто управляет домом — чтобы провели “агитационно-разъяснительную работу” о пользе счетчиков и экономии ресурсов. Это в интересах самой УК (ТСЖ), она должна прилагать усилия в направлении энергосбережения.

В Москве цены на квартирные теплосчетчики начинаются с 6000 рублей. Стоимость услуг установке счетчиков “под ключ” с подготовкой проекта индивидуального учета тепла и разработкой техдокументации — от 12000 рублей и выше (сюда включена стоимость необходимых комплектующих и самих счетчиков). Компании, которые занимаются установкой счетчиков, заявляют, что установка счетчиков тепла окупается за 2 отопительных сезона. Если примете решение установить счетчики во всех квартирах, можно закупить счетчики по оптовой цене, а на услугу по установке получить скидку.

Можно на общем собрании принять решение и об установке распределителей затрат на отопление.

Как установить счетчики тепла в квартире

Заявление составляется в письменном виде, к нему прикладываются копии документов на квартиру и копия техпаспорта. Можно подать его лично или отправить почтой. Сотрудники УК должны будут установить наличие технической возможности установки теплосчетчиков, составить и выдать вам соответствующий акт.

  • Запросите технические условия на установку ИПУ тепла в УК (ТСЖ).
  • Обратитесь в специализированную проектную организацию.

Там помогут выбрать вид счетчиков, разработают проект индивидуального учета тепловой энергии и подготовят техническую документацию по монтажу.

  • Согласуйте проект с УК (ТСЖ) или теплоснабжающей организацией.

Согласовывать с ресурсоснабжающей организацией нужно только в случае, если у вас с ней заключен прямой договор.

  • Купите счетчики, выберите организацию, которая осуществит монтаж.

Счетчики нужно приобрести такие, которые были выбраны при разработке проекта.

  • Подайте заявление на ввод в эксплуатацию и опломбировку счетчиков.

Опломбировать ИПУ, вводить их в эксплуатацию и принимать у вас показания должны сотрудники УК (ТСЖ) или теплоснабжающей организации, если у вас с ней заключен прямой договор.

Пп. «у» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354:

Юридическое лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги, обязано осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

В срок, указанный в паспорте счетчика, необходимо будет делать поверку. Проводить поверку могут специализированные организации, лицензия на эти работы не требуется.

Если купил квартиру в новостройке, а счетчиков тепла нет

Если дом был сдан в эксплуатацию недавно, техническая возможность установки имеется, а теплосчетчиков вы с соседями в своих квартирах не обнаружили, значит, застройщик нарушил закон.

Единственный случай, когда счетчиков действительно может не быть, это когда новостройка оборудована индивидуальной автономной котельной и к централизованному теплоснабжению не подключена.

Пока новостройка на гарантии (5 лет), вы можете подать коллективную претензию застройщику в свободной форме. В ней потребуйте установить и ввести в эксплуатацию ИПУ тепла. Ссылайтесь на 261-ФЗ “Об энергосбережении” и 190-ФЗ «О теплоснабжении» , а также на часть 3 статьи 9.16 КоАП РФ . Лучше направить претензию ценным письмом по почте. У застройщика будет 45 дней на решение проблемы со счетчиками с момента получения претензии.

Также можно подать жалобу в УК (или ТСЖ). Ответ вам должны дать в течение 30 дней.

Если и застройщик, и УК не отреагируют на претензии, обращайтесь в прокуратуру (ответа надо ждать 30 дней), а затем в суд.

Распределитель тепла это прибор учета тепловой энергии?

Новость о том, что ЛСР будет устанавливать в квартирах распределители тепла вместо теплосчетчиков — не давала многим покоя. Активисты группы ЖК «Восход» и неравнодушные будущие жильцы данного комплекса решили собственными силами разобраться в вопросе, который наделал много шума в последнее время по жилому комплексу «Восход» от ЛСР. Мы всего лишь собрали факты, статьи в одном месте и делимся с вами. Выводы делать вам.

Согласно ФЗ «Об энергосбережении» № 261-ФЗ, коммерческий учёт тепла должен выполняться во всех многоквартирных домах путём установки общего прибора учёта, а в квартирах домов, введённых в эксплуатацию с 2012 года – индивидуальных устройств.

Что такое теплосчётчик
Счётчик тепла – современное средство измерения, позволяющее определить, какое количество тепловой энергии было отдано. Его конструкция базируется на расходомере, который замеряет расход теплоносителя, дополнена датчиками температуры, установленными на подающем и обратном трубопроводе, и тепловычислителем.

По способу функционирования они разделяются на четыре группы:
1. Тахометрические (механические) – имеют наиболее простое устройство, невысокую стоимость, но чувствительны к высокой жёсткости воды, поэтому нуждаются в установке перед ними фильтра грубой очистки.
2. Электромагнитные – обладают расширенным функционалом, более точными показаниями, но и повышенной ценой.
3. Вихревые – могут измерять объём не только воды, но и пара. Отличаются способом монтажа – на трубу между патрубков.
4. Ультразвуковые – дают самые точные результаты, но достаточно дороги, могут устанавливаться на трубу с прямым или обратным потоком.

Чем отличается распределитель затрат тепла?
У него иная конструкция и принцип работы – он монтируется не в отопительную систему, а на каждый радиатор в помещении, и замеряет разницу между температурой воздуха и поверхности радиатора. С применением специального радиаторного коэффициента, устройство вычисляет, сколько тепла отдано батареей, эти данные передаются в общедомовую систему и позволяют рассчитать долю собственника жилья в общих расходах на обогрев.
Распределитель затрат на отопление не требует сложного монтажа и вмешательства в работу коммуникаций. Есть ситуации, где он абсолютно незаменим – при самой «некрасивой» вертикальной разводке трубопровода, где монтаж теплосчётчиков невозможен или экономически невыгоден.

Буква закона

Если мы разобрались в отличиях, то давайте разберемся как это все выглядит со стороны закона. Что же такое распределитель и какой толк от него.

Для этого необходимо ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Согласно которому:

Распределитель – устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;

Данное определение нуждается в более подробном объяснении для человека не специализирующегося в этой сфере, т.к. очень часто путают понятия теплосчетчика и распределителя тепла.

К сожалению, большинство многоквартирных домов спроектировано так, что через одну квартиру проходит несколько отопительных стояков. В таких зданиях, как по техническим, так и по экономическим соображениям не представляется возможным и целесообразным учёт теплопотребления при помощи квартирных теплосчетчиков. Для таких отопительных систем созданы распределители тепла, являющиеся альтернативой теплосчетчикам, но гораздо дешевле. Расчет за отопление производится на основании показаний распределителей тепла.

Распределители тепла (их еще называют аллокаторы или индикаторы) устанавливаются во всех комнатах, где есть отопление и на все радиаторы. После установки, каждый распределитель тепла программируется и пломбируется. Распределитель тепла сделан так, что его невозможно удалить, не повредив внутреннюю защиту. Распределитель тепла производит многократное измерение температуры поверхности отопительного радиатора, а так же температуры окружающего пространства квартиры. В зависимости от теплоотдачи отопительного радиатора определяется показатель потребления каждым конкретным радиатором. Эти показания становятся основанием для распределения теплопотребления в конце месяца.

Таким образом, в отличие от теплосчетчика, распределитель тепла измеряет потребление тепловой энергии не в физических единицах (например, Гкал), а в относительном выражении, которое затем по специальной методике переводится в конкретные цифра определяющие количество тепла затраченного на отопление помещения. Распределитель тепла фиксирует температуру отопительного элемента на малой части его поверхности. Чтобы можно было сравнивать между собой радиаторы разного размера и с разным потреблением тепла, перед установкой специалисты с помощью специальной программы оценивают отопительные радиаторы. Для каждого радиатора определяется свой коэффициент, который и вводится в память распределителя тепла и используется в дальнейшем при расчетах.

Читать еще:  Гражданский брак как делится имущество

Метод расчета на основе распределителей тепла довольно сложен. Жильцы не могут сразу определить точный расход, отслеживая показатели распределителей тепла в своей квартире. Это выяснится только по окончании сбора и обработки всех данных. На основании полученных расчетных данных предъявляется счет каждому собственнику квартиры, в котором приведены все необходимые данные.

Применение распределителей тепла не требует особых денежных вложений, так как стоимость распределителей не высока, и их установка не влияет на систему отопления дома и не требует изменения в отопительной системе квартиры. При минимальных затратах можно достичь экономии тепловой энергии в пределах от 25 до 75%.

На самом деле

Оптимизация расходов на отопление — понятное желание каждого собственника жилья. Однако по ряду причин не в каждой квартире есть возможность установить индивидуальный теплосчетчик. Проблема решается с помощью монтажа радиаторного распределителя, который позволяет оплачивать не расчетный, а потребленный жилищем объем тепла.

Распределители тепла часто путают с традиционным счетчиком учета тепловой энергии, который подсчитывает объем прошедшей по трубе горячей воды. В случае с распределителем все по-другому. Он монтируется на батарее и через определенный промежуток времени, исчисляемый в минутах, фиксирует температуру поверхности в месте крепления и воздуха в помещении. Разница между показаниями температур автоматически запоминается прибором и в дальнейшем используется для расчета объема потребленного тепла.

Следует понимать, что данные измерений указываются в условных единицах. Для пересчета в Гкал, их нужно перемножить на радиаторный коэффициент, который определяется типом и габаритами конкретного устройства. Если два распределителя тепла разных размеров прикрепить к одному и тому же радиатору, то, работая одновременно, они дадут одинаковые показания температур. Однако у более крупного прибора наблюдается повышенная теплоотдача. Поэтому для корректировки показаний применяется указанный коэффициент. Производители распределителей разрабатывают специальные таблицы, в которых указываются конкретные значения коэффициентов для разных типов приборов.

Источник питания распределителя вмонтирован непосредственно в сам прибор. Уровень напряжения данного источника низкий и является совершенно безопасным для человека.

Что нужно знать перед использованием?
Установка приборов распределителей тепла, имеет следующие особенности:

  • На агрегаты отопления наряду с распределителем должны быть установлены термостатические регуляторы, которые дадут возможность поддерживать в помещении нужный микроклимат и не расходовать тепло больше требуемого объема.
  • Монтаж распределителя в обязательном порядке должен быть согласован с Управляющей компанией или поставщиком ресурса. Процедура и порядок пересчета, права и обязанности сторон детально прописываются в договоре. В частности, указываются сроки и способ снятия показаний с прибора по распределению тепла и лицо, уполномоченное выполнять данную операцию. В договоре также отражается порядок выплаты компенсации за переплату.
  • Монтаж распределителя тепловой энергии должен осуществляться грамотным специалистом или застройщиком, учитывая схему обеспечения теплом дома или квартиры.

В Челябинске рассказали разницу между приборами учета тепла и распределителями затрат

Суть спора
Гражданка установила в своей квартире индивидуальные распределители затрат на отопление, по одному на каждый радиатор отопления. Работы по установке распределителей затрат на отопление выполнила профильная организация.

При этом распределители затрат этой марки сертифицированы в РФ, выдают показания в киловатт-часах и официально включены в Государственный реестр средств измерений. Поэтому собственница квартиры обратилась в управляющую компанию с заявлением о приеме в эксплуатацию индивидуальных приборов учета и учете платы за тепловую энергию на основании показаний установленных в указанной квартире распределителей затрат на отопление.

Однако управляющая компания отказалась принимать показания от данных приборов для расчета платы за отопление. Поэтому собственница квартиры обратилась в суд с требованием осуществить приемку в эксплуатацию распределителей затрат на отопление и произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом их показаний. Кроме того, истица хотела взыскать и компенсацию морального вреда.

Решение суда
Суды двух инстанций удовлетворили исковые требования частично. Судьи разрешили ввести в эксплуатацию распределители затрат, установленные в квартире и произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом их показаний. Однако они отказали во взыскании компенсации морального вреда истицы.
Но кассационная инстанция, куда обратилась компания-ответчик, постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 11.03.2015 № 44г-29/2015 отменила решения судов низших инстанций. Судьи указали, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятом в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ.
Однако в пункте 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 из приложения № 2, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При условии, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии. Соответствие данного пункта Правил требованиям закона подтверждено решением Верховного Суда РФ от 14.01.2014 № АКПИ 13-1157.

Таким образом, суд считает, что показания установленных в квартире истицы распределителей затрат на отопление могут повлиять на определение платы за отопление только после оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, либо после оборудования такими распределителями более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме.
Получается, что прибор учета тепла у собственника есть, но поставить его на учет, а значит, и сэкономить ему не удастся. Возможно, что новые судебные заседания позволят решить данную юридическую коллизию, но пока мы имеем лишь данное решение суда.

Алгоритм получения допуска прибора учета
Регламент допуска индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию. Согласно документу, размещенному на официальном сайте МУП «ЧКТС», допуск индивидуальных приборов учета тепловой энергии и теплоносителя (далее — ИПУ) осуществляется в соответствии c действующими на момент организации допуска Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а так же формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения» техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

МУП «ЧКТС» осуществляет допуск в эксплуатацию ИПУ, установленных только в тех многоквартирных домах (далее — МКД), в которых жителями выбрана непосредственная форма управления, где организованы прямые расчеты за поставленную тепловую энергию между МУП «ЧКТС» и собственниками помещений в МКД.

Последовательность действия потребителя, для ввода в коммерческую эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии:

1. Подать заявление на имя директора МУП ЧКТС (Лобанов Сергей Маратович) о выдаче технических условий на установку индивидуального (квартирного) прибора учета тепловой энергии. К заявлению приложить копию паспорта собственника помещения, в котором планируется установить ИПУ, копию свидетельства о праве собственности, акт о наличии технической возможности установки ИПУ (по форме приказа № 627 от 29.12.2011). В заявке необходимо указать свои контактные данные.
2. На основании выданных МУП «ЧКТС» технических условий разработать проект на установку ИПУ. Проект должен быть выполнен организацией, имеющей соответствующий допуск СРО (копии документов прикладываются к проекту).
3. Согласовать проект с МУП «ЧКТС».
4. На основании согласованного проекта выполнить монтаж ИПУ.
5. Представить в адрес МУП «ЧКТС» копии паспортов на приборы учета с действующими отметками государственного поверителя.
6. МУП «ЧКТС» на месте проверяет работоспособность ИПУ, соответствие монтажа согласованному проекту, сверяет паспортные данные установленных элементов с заводскими номерами.
7. При отсутствии замечаний к ИПУ, представитель МУП «ЧКТС» пломбирует элементы узла учета. Если имеются замечания, то об этом делается соответствующая пометка в акте допуска. В этом случае после устранения замечаний потребитель организует повторную процедуру допуска ИПУ в эксплуатацию.
8. Составляется акт допуска ИПУ в эксплуатацию, который подписывается представителем Потребителя и представителем МУП «ЧКТС». Акт утверждается техническим руководителем МУП «ЧКТС».
9. Подписанный акт допуска, ксерокопия паспорта теплосчетчика с отметкой о поверке потребитель предъявляет в ближайший филиал ООО «Городской центр начисления коммунальных платежей».
10. Ежемесячно до 8 числа показания ИПУ (в Гкал) должны передаваться в адрес МУП «ЧКТС» через личный кабинет на сайте www.chkts.ru, через систему «Город» или через бухгалтерию ООО «Городской центр начисления коммунальных платежей».

Это не прибор учета тепла
Как уточнили специалисты отдела энергосбережения управления ЖКХ Челябинска, предусмотренные проектом и установленные в квартирах пропорционаторы не являются приборами учета. Постановление правительства № 354 дает такие определения прибора учета и распределителя: «индивидуальный прибор учета — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
— распределитель — устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители».

Исходя из этого следует, что прибор учета и распределитель совершенно разные вещи. В соответствии с показаниями пропорционаторов осуществляется распределение потребленной тепловой энергии.
Для расчета платы по показаниям пропорционаторов жителям многоквартирного дома необходимо на общем собрании собственников помещений утвердить методику перерасчета платы за тепловую энергию по показаниям пропорционаторов (регламент работы с пропорционаторами).
Данную методику необходимо направить в адрес ресурсоснабжающей организации при условии предоставления ежемесячных показаний по пропорционаторам в один день.

Для снятия показаний по пропорционаторам в один день собственникам многоквартирных домов необходимо установить автоматизированную систему контроля и учета энергоресурсов (далее — АСКУЭ). Для этого необходимо провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома.
Решение собственников помещений многоквартирного дома о проведении капитального ремонта общего имущества, в том числе установка АСКУЭ, оплате расходов на проведение ремонта, о сроке начала ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта и других предложений, связанных с условиями проведения ремонта, принимаются на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном ст. 44 — 48 Жилищного кодекса РФ. В протоколе должно быть зафиксировано поручение общего собрания собственников в адрес управляющей организации о проведении ею ремонта (самостоятельно или с привлечением сторонних организаций).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector